Институт
Структура
Деятельность
Дистанционное
образование
Аттестация
Нормативные документы
Конкурсы
В помощь учителю
Контакты
| |
Урок риторики в 3 классе
Тема урока:
«Освоение жанра «пожелание»
Блок:
« Поздравление»
Цыганова Н.Н
учитель начальных классов
МОСШ № 2, г. Муравленко
Задачи урока:
-
помочь детям
построить в культурной форме текст в жанре «пожелание»;
-
формировать
коммуникативные умения выстраивать конкретно адресное вы-сказывание, а не
высказывание по «автоматизированному» образцу (штампу)
-
воспитывать
уважительное и внимательное отношение детей друг к другу.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическое упражнение.
- Ребята, я рада вас приветствовать на уроке риторики и давайте настроимся на
урок. Поиграем в игру “Комплимент”. А как вы думаете, что такое компли-мент? (Добрые,
приветливые слова, правдивые)
- О чём могут быть эти слова? (Похвала внешности, характера, какой-либо
спо-собности и т.д.)
- Выскажите (сделайте) комплимент соседу на ушко.
- Приятно ли вам было получать комплимент? Кто сможет поделиться своим
комплиментом?
- Задание: представьте себе, что вы участвуете в конкурсе “Умей хвалить и
по-хваливать”, который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказоч-ных
героев: Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Емели, Золушки.
Определи, к какому члену жюри относятся данные комплименты (зад. № 57 на с. 63
учебного пособия Ладыженской Т.А.“ Детская риторика” для 3 класса).
II. Этап постановки учебной задачи (УЗ)
- А как вы думаете, с какой целью мы делали эти задания? (Чтобы быть друж-нее в
классе, научиться делать комплименты и т.д.)
- А почему я попросила Кристину придти на урок риторики на 30 минут позд-нее? (Для
того, чтобы сделать ей комплимент, подарить пожелание, т.к. она уезжает. Это
будет ей приятно, и она будет вспоминать нас с радостью)
- УЗ: давайте попробуем составить пожелание для Кристины.
III. Этап моделирования способа решения задачи
- Какие слова могут быть в пожелании? (Составление алгоритма на основе
со-беседования, его запись на доске):
Желаем здоровья
Счастья
Успехов в учебе
Слушаться маму и папу …
В пожелании может быть комплимент.
- Мы составили пожелание. Подставим имя Кристина. А что, если подставить другое
имя, например, Света или Настя? Вы что-нибудь заметили? (Такое по-желание может
подойти и для другого человека.)
- Учитель вводит новое понятие: такое пожелание называется в риторике
безад-ресным или пожеланием–штампом.
- А что сказано об адресном и безадресном пожелании в «Советах ритора» (Чтение
текста учебного пособия «Риторика диалога» часть 2, с. 27 и выпол-нение задания,
его обсуждение.)
- Итак, в каком случае можно воспользоваться безадресным пожеланием? (То-гда,
когда человек нам мало знаком.)
IV. Этап конкретизации способа
1. Дополнение алгоритма на основе обсуждения и записей на доске:
- А можем ли мы для Кристины составить адресное пожелание? Что для этого нужно?
(Подобрать, выделить те качества, за которые её можно похвалить.)
- Качества Кристины
веселая;
добрая;
хороший друг;
у неё красивая улыбка;
красиво рисует;
очень любит животных;
красивый почерк…
2. Создание риторического текста в коллективно-распределённой форме:
- Выполнение задания: разбиться на группы по 3-4 человека, создать адресное
пожелание, используя алгоритм (в данном случае его можно изменять, допол-нять).
V. Этап определения критериев контроля и оценки
- Приветствие Кристины, которая заходит в класс за 10 минут до конца урока. (Здравствуй,
Кристина, ты, наверное, ждёшь чего-то необычного? Присаживайся на стул и
послушай, что мы для тебя приготовили.)
- Исполнение риторического текста: группы обращаются к Кристине с адресным
пожеланием.
- Оценивание выступлений Кристиной (Понравилось ли и почему?)
VI. Этап переноса способа решения на жизненные ситуации
Вопрос учащимся:
- Ребята, как вы думаете, придётся ли вам говорить пожелания, использовать то,
чему мы научились сегодня на уроке? В каких случаях?
| |
новости |
|
|
адреса |
|