Институт
Структура
Деятельность
Дистанционное
образование
Аттестация
Нормативные документы
Конкурсы
В помощь учителю
Контакты
| |
олимпиады2001
ГОРОДСКАЯ (РАЙОННАЯ) ОЛИМПИАДА
ПО ЭКОЛОГИИ
Задания
9
класс
|
10
класс
|
11
класс
1. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
1. Наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов и среды
обитания, называется
а) палеонтологией; б) селекцией; в) анатомией; г) экологией
2. Какой учёный впервые сказал, что всё живое и неживое на нашей планете
составляет единое целое - биосферу?
а). Ч. Дарвин; б) В.И. Вернадский; в) Ж.-Б. Ламарк; г) К. Линней
3. Биогеоценозом называется:
а) группа животных и растений, обитающих на одной территории;
б) совокупность компонентов живой и неживой природы, относящихся к одной
территории;
в) совокупность неживых компонентов и живых организмов, взаимосвязанных обменом
веществ и энергии на определённой территории;
г) совокупность живых организмов, взаимосвязанных обменом веществ и энергии на
определённой территории.
4. В систему рационального природопользования входит:
а) распахивание поймы рек; б) вырубка лесов; в) установление сроков охоты
г) усиленный выпас скота на пастбище
5. Какие экологические “законы” Б. Коммонера предполагают влияние природных
факторов на формирование экосистем?
а) ”Всё связано со всем”; б) “Природа знает лучше”; в) “Всё надо куда-то
девать”; г) ”За всё надо платить”.
6. К нерациональному природопользованию относятся:
а) создание безотходных технологий;
б) вселение новых видов, конкурирующих со старыми;
в) чрезмерная концентрация промышленности в городах;
г) сохранение местообитания популяций.
7. С каким глобальным процессом, происходящим на нашей планете, связаны
экологические беды России?
а) выращивание культур, разрушающих почву;
б) загрязнение рек, озёр, больших массивов тундры и тайги нефтепродуктами;
в) истощение лесов интенсивными рубками;
г) увеличение диоксида углерода в атмосфере.
8. К наукам экологического комплекса, изучающим глобальные экологические
проблемы планеты, относят:
а) экономическую экологию; б) биосферную экологию
в) химическую экологию г) лесную экологию
9. Какая группа организмов относится к детритофагам:
а) лисица, заяц, скворец, человек; б) рдест, осот, ель, пырей;
в) бактерии, грибы, вирусы; г) перловица, дождевой червь, дафния
10. Зелёные растения являются фотоавтотрофами
а) да; б) нет.
2. Закончите предложение.
1. Любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий Среды
называется...
2.Термин “экосистема” предложил учёный ....
3. Компоненты экосистемы, синтезирующие органические вещества из неорганических,
называются...
4. Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе
переработки растительной и животной биомассы, называют...
5. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов называются...
3. Из приведённого перечня живых организмов, расположенного в четырёх столбцах,
составьте правильные цепи питания.
1.трава
5.дафнии
9. ящерицы
13. волк
2. брусника
6. дождевой червь
10. песец
14. окунь
3.водоросли
7. кузнечики
11. мальки рыб
15. лисица
4.детрит
8.лемминги
12. крот
16. ястреб
4. Найдите ошибки в экологических очерках.
4.1. Амёба передвигалась по дну лужицы, перекатывая своё тело в многочисленные
ложноножки. Она поедала водоросли, мелких рачков, яйца насекомых. Жук-плавунец
откусил половину её тела, но амёба быстро восстановила недостающие части и
поползла дальше.
4.2. Я съел полусырое мясо, и у меня в кишечнике появилась масса бычьих цепней.
Постепенно от меня ими заразились все члены моей семьи, включая собак и кошек.
4.3. Паук натянул сеть и поймал муху. Убив её жвалами, он не спеша съел свою
жертву и задремал. Пища переварилась у него в желудке, и паук, проснувшись, стал
караулить новую муху.
5. Придумать и построить сложную цепь различных биологических взаимодействий,
которая начинается с того, что мальчик выплёвывает семечко яблони, а в итоге
реализации сложных биоценотических связей у его папы оказываются испорчены
кожаные туфли.
6. На любом огороде есть сорняки и, сколько с ними не борись, они остаются. Как
они защищаются от хозяина огорода?
ОТВЕТЫ.
1. 1 г, 2 в, 3 в, 4 в, 5 а,б; 6 б,в; 7 г; 8 б; 9 г; 10 а.
2. 1- экосистемой, 2 - А. Тенсли, 3 - продуцентами, 4 - вторичной ,
5 - мутуализмом (симбиозом)
3. 1- 7- 9 - 16
2- 8- 10 -13
3- 5- 11- 14
4- 6 -12 - 15
4. 4.1.Амёба не может поедать такие крупные, во много раз превосходящие её
предметы, как рачки или яйца насекомых, жук не может откусить половину амёбы,
амёба не может регенерировать часть разрушенной клетки.
4.2. Члены моей семьи не могут заразиться от меня, они заразятся тем же
способом, что и я, поев непроваренного или непрожаренного финнозного мяса.
4.3.У паука нет жвал, убивает он добычу ядовитыми хелицерами, которые являются
придатками головы, а не рта. Пищеварение у паука внешнее, пища переваривается
после укуса в самой жертве, а желудок паука переваривать не может, - он
сосательный.
5. Мальчик выплюнул семечко от яблони. Из него выросла яблоня, на которой
поселилась яблонная плодожорка. Человек опылил яблоню ядохимикатом против
плодожорки. Мыши наелись опылённых листьев, коры, и в их организмах накопился
яд. Мышей наловила и наелась ими лисица. Суммарная доза яда от всех съеденных
мышей оказалась для лисицы смертельной. На погибшую лисицу собрались
жуки-мертвоеды, появились там их личинки, и они быстро съели всё мясо. Осталась
на этом месте только сухая плёнка из кожи да волос. Её начали есть кожееды,
расплодились на обильном корме, но плёнка кончилась. Множество кожеедов
прилетело в ближайший дом. В обувном ящике они обнаружили кожаные туфли и
повредили их.
6. Производят избыток семян, создают разветвлённую систему корневищ, то есть
запасы зародышей в почве. Семена этих растений не прорастают сразу, а могут
долго лежать в почве и прорастать по очереди, по мере гибели предшественников.
Вы пропололи сорняки, и следующие семена в почве тронулись в рост. Запас
таких “спящих” семян в огородной почве может оказаться лет на 6-7.
10 КЛАСС
1. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
1. Какие экологические “законы” Б.Коммонера предполагают необходимость
рационального природопользования в антропогенной системе?
а) “Всё связано со всем”, б) “Природа знает лучше”; в) “Всё надо куда-то
девать”;
г) “За всё надо платить”.
2. Учение об однородных наземных экосистемах-биогеоценозах создал:
а) В.И. Вернадский; б) Н.И. Вавилов; в) Ч. Дарвин; г) В.Н. Сукачёв.
3. Любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды
называется:
а) природной территорией; б) ландшафтом; в) биологической системой;
г) экосистемой
4. Энергетическое обеспечение каких экосистем осуществляется зелёными
растениями?
а) гетеротрофных б) фотоавтотрофных; в) антропогенных хемоавтотрофных; г)
естественных хемоавтотрофных
5. К экосистеме, характеризующейся самой высокой биологической продуктивностью,
относятся:
а) морская; б) болотная; в) лесная; г) заросли тростника
6. Цикл какого элемента, участвующего в круговороте веществ в биосфере, является
открытым?
а) фосфора б) кислорода; в) азота; г) углерода
7. Какая из приведённых цепей питания правильная?
а) кузнечики - ящерицы - трава - ястреб - заяц;
б) хищники - копытные - бактерии - растительность леса;
в) водоросли - дафнии - мальки рыб - окунь - чайки;
г) трава - лисицы - мыши - совы - зайцы.
8. К вертикальным взаимоотношениям организмов относятся взаимодействия:
а) молодых елей и полога берёз; б) молодых пингвинов со взрослыми (опёка)
в) актиномицетов и ольхи; г) ежи сборной в густом травостое.
9. Какие виды взаимоотношений относятся к “материальным”?
а) пение соловья в районе гнездового участка.
б) преследование ласточки ястребом;
в) уход особей с участка под влиянием феромонов;
г) рычание хищников друг на друга.
10. В перечне биологических явлений и процессов укажите сукцессию:
1. а) массовое размножение насекомых-вредителей;
б) смена лиственного леса на хвойный;
в) расселение пырея ползучего в посевах ржи;
г) размножение лемингов в тундре в определённые годы.
2. Закончите предложения.
1. Компоненты экосистемы, потребляющие готовые органические вещества
называются...
2. Совокупность пространства, занимаемого популяцией, используемых ею ресурсов и
ритма их потребления в экосистеме называется ...
3. Организмы, обитающие в условиях с бедными ресурсами и выживающие в них
благодаря специальным приспособлениям, образно называются ...
4. Соотношение природных процессов, приводящих к длительному существованию
экосистемы без существенных изменений, называется ...
5. Взаимоотношения между организмами, занимающими сходные экологические ниши,
нуждающиеся в одинаковых ресурсах и средах обитания, но относящихся к разным
видам проявляются в форме...
3. Из предложенного перечня живых организмов составьте пары по определённым
взаимоотношеням. Обозначьте эти взаимоотношения.
1.- трихограмма, 2.- лев, 3.--пшеница, 4.- цапля, 5.- инфузория, 6.- рожь,
7.-водные бактерии, 8.- бизоны, 9.- подберёзовик, 10.- лягушка, 11.- яйца
капустной белянки, 12.- берёза, 13.- дикие лошади-мустанги, 14.-шакал.
4. Определите способ передвижения и местообитание животного по заданным
признакам. Приведите по одному примеру такого животного.
4.1. Длинные ноги, мало пальцев, роговые чехлы на пальцах, длинная шея, хороший
слух.
4.2. Скакательные конечности (задние), небольшая голова, слабо развиты передние
конечности, хорошее зрение.
4.3. Острые коготки, плотное телосложение, хвост - балансир или парашют, хорошее
зрение.
4.4. Длинные сильные пальцы, вместо когтей - ногти, гибкое тело, длинные
конечности, длинный тонкий хвост, короткая шея, хорошее зрение.
4.5. Цилиндрическое тело, способность одинаково быстро двигаться и вперёд и
назад, конический, способный раздвигать субстрат передний конец тела.
5. Какие механизмы в организме млекопитающего “включаются” при постепенном
понижении температуры среды? Перечислить их по мере включения.
6. В водоёме обитает множество фито- и зоопланктонных организмов, личинок
насекомых разных размеров. Живёт в нём и рыба - карась, верховка, окунь, щука.
Известно, что пестицид в концентрации n убивает фитопланктон, в концентрации n+1
- зоопланктон, n+2 - личинок комаров, n+ 3 - водных насекомых, и в концентрации
n+10 - возможно ли так обработать этот водоём пестицидом, чтобы сохранить рыбу,
но убрать всех личинок комаров?
ОТВЕТЫ
1. 1 в, г; 2 г; 3 г; 4 б; 5 г ; 6 а; 7 в; 8 в; 9 б; 10 б.
2. 1 - консументами (редуцентами), 2- экологическая ниша, 3- “верблюды”,
4 - экологической стабильностью, 5 - конкуренции.
3. 1 - 11: паразитизм; 2 - 14: нахлебничество (комменсализм),
3 - 6: конкуренция; 4 - 10: хищничество; 5 - 7: хищничество;
8 - 13: конкуренция; 9 - 12: мутуализм (симбиоз).
4. 4.1. Бегающие по твёрдому грунту (лошадь).
4.2. Передвигающаяся прыжками в траве (лягушка).
4.3. Лазящие в кроне дерева (белка).
4.4. Живущие в кроне дерева тропического леса (обезьяна).
4.5. Живущие и роющиеся в земле (крот).
5. Последовательность: поднятие шерсти, покраснение кожи, сворачивание в
“клубок”, дрожание.
6. Это невозможно, потому что рыба питается личинками комаров и более крупными
животными. Находясь на верхушке пищевой пирамиды озера, она получит большую
концентрацию яда с пищей. Даже если она не погибнет от яда, то от бескормицы -
обязательно.
11 КЛАСС
1. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
1. Вы знаете, что пойменные леса представляют собой особые лесные экосистемы,
которые формируются в речных долинах. Типичным деревом таких лесов является:
а) вяз; б) пихта; в) сосна; г) ольха.
2. По своей биосферной роли леса России подразделяются на группы. К первой
группе относятся:
а) леса, в которых проводят рубки, не уничтожая полностью древостой;
б) леса, которые вырубать нельзя;
в) леса, в которых древостой вырубается полностью;
г) леса, в которых идёт процесс самовосстановления за счёт нескольких
оставленных деревьев.
3. К какому компоненту пресноводной экосистемы относится группа организмов,
называемых микрофитами:
а) консументам; б) продуцентам; в) редуцентам; г) бентосу.
4. В какой экосистеме отсутствуют цветковые растения:
а) болотной; б) пресноводной; в) луговой; г) морской.
5. Какой тип загрязнения окружающей среды должен контролироваться специальными
санитарно-эпидемиологическими службами?
а) тепловое; б) химические; в) биологическое; г) шумовое.
6. Один из источников электромагнитного загрязнения - радиоволны. Радиоволны
какой длины практически не опасны для человека:
а) 90 м; б) 2 м; в) 10 см; г) 0,1 мм.
7. Перевод нерастворимых соединений в нерастворимые осуществляется способом:
а) физико-химическим; б) химическим; в) механическим; г) биологическим.
8. “Экологической миной” называют
а) выбросы оксидов серы; б) выбросы хлоруглеродов;
в) скопление токсичных отходов; г) скопление отходов на мусорных свалках.
9. Какие из ниже приведённых пар (предшественник и сама культура) наиболее
эффективны:
а) подсолнечник - сахарная свёкла; б) пшеница - сахарная свёкла;
в) озимая рожь - многолетние травы; г) картофель - горох
10. Укажите в перечне признаков характерный для второй “зелёной революции”:
1. а) очень высокая антропогенная энергия, вложенная в производство
сельскохозяйственных продуктов;
б) биологические методы контроля вредителей, сорняков и болезней;
в) высокая доля пашни в агроэкосистеме;
г) низкое разнообразие выращиваемых культур.
2. Выпишите номера суждений. Отметьте знаком “+” правильные.
1. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий окружающей
среды.
2. Сложные механизмы взаимоотношений между живыми организмами и условиями среды
приводят к нарушению экологического равновесия.
3. Обратимые изменения характеризуются сохранением основного видового состава
экосистемы при некоторых его колебаниях.
4. Глобальная экология разрабатывает экономические механизмы рационального
природопользования.
5. Верхний предел плотности популяции определяется количеством самого
дефицитного ресурса (влаги, питательных элементов для растений, растительной
массы для растительноядных, жертв для хищников).
6. Мысль о том, что всё живое и неживое на нашей планете составляет единое целое
- биосферу, впервые высказал Т. Мальтус.
7. Совокупность особей одного вида, обитающая на однородной территории,
составляет популяцию.
8. Основным носителем и трансформатором (преобразователем) энергии на нашей
планете являются микроорганизмы.
9. Биологическое разнообразие любой экосистемы зависит от времени и
продолжительности её существования, особенностей её состава и от благоприятности
условий среды.
10. Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней называют
горизонтальными.
11. Создание заповедников, национальных парков и заказников можно рассматривать
как охрану природы на популяционно-видовом уровне.
12. Гетеротрофные организмы в любой экосистеме усваивают солнечную энергию и
производят первичную биологическую продукцию.
13. Во взаимодействии растения-хозяина и растения-паразита большую роль играет
аллелопатия.
14. При экологических сукцессиях некоторые компоненты данной экосистемы в
отдельные сезоны года могут отсутствовать.
15. Примером фитофага является бобр.
16. Частичные наблюдения за отдельными процессами, происходящими в определённых
участках экосистем, называются экологическим мониторингом.
17. Городская экосистема способна поддерживать экологическое равновесие
самостоятельно.
18. Дифференциация экологических ниш у животных обусловливается разными
рационами питания и различными гнездовыми участками.
19. Консументы-фитофаги водоёма - это щука, чайка и окунь.
20. Выживание человека в современном мире возможно только на основе изменения
общей стратегии жизни.
3. Из предложенных признаков “соберите” животного-специалиста, отбросив
неподходящие позиции. Приведите пример такого специалиста.
3.1. Амфибия, постоянно обитающая в воде: 1. Кожа гладкая. 2. Тело короткое,
толстое. 3. Хвоста нет. 4. Тело стройное, длинное. 5. Голова небольшая. 6.
Конечности короткие. 7. Между пальцами перепонка. 8. Хвост длинный. 9. Хвост
сплюснут с боков. 10. Хвост в сечении круглый. 11. Голова крупная. 12. Кожа
бородавчатая. 13. Кожа грубая. 14. Задние конечности много длиннее передних.
3.2. Животное, высасывающее свою добычу: 1. Ног шесть. 2. Ног восемь. 3. Длинный
хвост. 4. Хоста нет. 5. Глаза простые. 6. Глаза фасеточные. 7. Рот преобразован
в хоботок. 8. Рот щелевидный с мягкими губами. 9. Рот снабжён присоской. 10.
Имеются острые челюсти. 11. Челюстей нет. 12. Зубы мелкие, многочисленные. 13.
Зубов нет.
3.3.Хищник, скрадывающий добычу. 1. Бегательные конечности. 2. Хорошее зрение.
3. Хороший слух. 4.Тонкое обоняние. 5. Короткие мощные когти. 6. Длинные тонкие
ноги. 7. На пальцах копыта. 8. Острые, часто втяжные когти. 9. Ходит, стуча
когтями. 10. Движения бесшумные.
4. Постройте схему пищевой сети, включив в неё перечисленные ниже организмы:
Травы, кролик, почвенные грибы, ягодный кустарник, волк, жук-навозник,
растительноядное насекомое, паук, воробей, ястреб.
5. Начертите график длительного роста популяции бактерий, помещённой на
питательную среду в чашке Петри.
6. Аквариум тем дольше остаётся в неизменном виде, чем лучше подобраны в нём
популяции растений и животных. Сформулируйте основной экологический принцип
конструирования биоценоза аквариума и предложите соответствующую ему схему
сообщества в вашем аквариуме.
ОТВЕТЫ:
1. 1 г; 2 б; 3 б; 4 г; 5 в; 6 а; 7 б; 8 в; 9 б, в; 10 б.
2. 1 +; 2 -; 3+; 4 -; 5+; 6 -; 7 +; 8 -; 9 +; 10 -; 11 -; 12 -; 13 -; 14 -; 15
+; 16 +; 17 -; 18 +; 19 -; 20 +.
3. 3.1. - 1.4.5.6.7.8.9. Тритон. 3.2. - 2.4.5.8.11.13. Паук. 3.3. - 2.3.5.8.10 -
Кошка.
олимпиады
| |
новости |
|
|
адреса |
|