Институт

Структура

Деятельность

Аттестация

Нормативные документы

Конкурсы

В помощь учителю

ЕГЭ

Эксперимент

Дистанционное образование

Контакты

Полезные ссылки

 

 

 

 

 

 

Задачи по теме “Электронные таблицы”.

РАЗДЕЛ 1.

ЗАДАНИЯ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ MICROSOFT EXCEL.

1.1. Ввод, редактирование и оформление данных на листе.

Оформление листов.

1.        Оформить на листе данные об океанах на земном шаре. В ячейках с числовыми значениями пробел вручную не ставить.

 

А

В

С

D

1

СВЕДЕНИЯ ОБ ОКЕАНАХ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ. 

 

2

Название

Площадь, тыс. кв. м.

Наибольшая глубина, м.

 

3

Тихий

178 684

11 022

 

4

Атлантический

91 655

8 742

 

5

Индийский

76 174

7 729

 

6

Сев. Ледовитый

14 756

5 527

 

7

 

 

 

 

2.        Оформить на листе следующее расписание школьных звонков. В ячейках со временем цифры 0 непосредственно после символа “: ” при наборе текста не вводить.

№ урока

Начало урока 

Конец урока 

1

8:30

9:15

2

9:20

10:05

3

10:20

11:05

4

11:20

12:05

5

12:25

13:10

6

13:20

14:05

7

14:20

15:05

8

15:15

16:00

3.        Оформить на листе расписание поездов направления “Москва-Киев”. В ячейках со временем цифры 0 после символа “:” при наборе текста не вводить.

№ поезда 

Время отправления из Москвы 

Время в пути 

Время прибытия в Киев 

001Ф

20:21

13:45

10:06

015К

21:07

13:02

10:09

023Е

22:31

14:04

12:35

041Б

21:06

13:58

11:04

047Е

9:00

13:18

22:18

191И

23:45

14:09

!3:54

241Б

10:00

13:00

23:00 

4.        Подготовьте на листе список номеров телефонов учеников вашего класса по следующим образцам (с соответствующим количеством цифр в номерах). В ячейках с номерами телефонов символ “ – “ при наборе текста не вводить.

Фамилия, имя 

Телефон 

1

Герасимова Ольга 

12-34567 

2

Бирюков Сергей

12-3456

3

Векслер Лилия 

1-2345

 

 

24

Ющенко Николай 

12-34567

5.        Торговый агент получает вознаграждение в размере некоторой доли от суммы совершённой сделки. Объём сделки указывается в ячейке В2, размер вознаграждения (в процентах) – в ячейкеВ3. Оформить лист таким образом, чтобы знак “%” и букву “р” можно было вручную не вводить, а значение в В4 подсчитывалось бы автоматически:

 

А

В

С

1

Расчёт вознаграждения

 

2

Объём сделки 

5 000р.

 

3

Размер вознаграждения 

5.5%

 

4

Объём вознаграждения 

275р.

 

5

 

 

 

6.        Подготовить лист со следующим содержанием:

 

А

В

1

День недели

 

2

Понедельник

 

3

Вторник

 

 

 

8

Воскресенье

 

9

 

 

7.        Вручную весь текст не вводить.

8.        Подготовить лист со следующим содержанием:

 

А

В

С

М

1

Месяц

Январь

Февраль

 

Декабрь

2

 

 

 

 

 

9.        Вручную весь текст не вводить.

10.     Подготовить лист, на котором в ячейке А2 будет записано число 1, в ячейке А3-число 2, …., в ячейке А51- число 50. Вручную все числа не вводить и формулы не использовать.

11.     Подготовить лист, на котором в ячейке В1 будет записано число 1, в ячейке С1- число 2, …, в ячейке М1- число 12.Вручную все числа не вводить и формулы не использовать.

12.     Подготовить лист со следующим содержанием:

 

А

В

С

N

O

1

Год

1990

1991

2002

 

2

 

 

 

 

 

 

13.     Вручную все числа не вводить и формулы не использовать.

14.     Подготовить лист со следующим содержанием:

 

А

В

С

J

К

1

1 место

2 место

3 место

11 место

 

2

 

 

 

 

 

 

15.     Вручную весь текст не вводить и формулы не использовать.

16.     Оформить на листе следующий фрагмент:

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

 

Среда

Алгебра

ОИВТ

Физика

 

 

История

ОИВТ

Алгебра

 

 

Физика

Алгебра

ОИВТ

 

 

Ин. яз.

История

ОИВТ

 

 

ОИВТ

Физика

Химия

 

 

ОИВТ

Химия

Ин. яз.

 

 

Химия

Ин. яз.

История

 

 

 

 

 

 

 

17.     Подготовить лист, на котором в ячейках С1:С10 будут записаны первые 10 членов геометрической прогрессии, первый член которой равен 2, а знаменатель- 1,5.

18.     Подготовить лист, на котором в ячейках А3:I3 будут записаны первые 9 членов геометрической прогрессии, первый член которой равен –3, а знаменатель равен 2,5.

19.     Подготовить лист со следующим содержанием:

 

А

В

1

Дата

 

2

01.01.02

 

3

02.01.02

 

 

 

11

10.01.02

 

12

 

 

20.     Вручную весь текст не вводить.

21.     Подготовить лист со следующим содержанием:

 

А

В

1

Период 

 

2

13 век

 

3

14 век

 

 

 

10

21 век

 

11

 

 

22.     Вручную весь текст не вводить и формулы не использовать.

23.     Подготовить лист со следующим содержанием:

 

А

В

С

Р

Q

1

Дата

1 янв.

2 янв.

 

15 янв. 

 

2

 

 

 

 

 

 

24.     Вручную весь текст не вводить.

25.     В одну из ячеек листа должно вводиться натуральное число. Предусмотрите автоматическую проверку на правильность вводимых в эту ячейку значений.

26.     В одну из ячеек листа должно вводиться двузначное целое положительное число. Предусмотрите автоматическую проверку на правильность вводимых в эту ячейку значений.

20. Допустим, что при работе с программой Microsoft Excel приходится часто записывать фамилии всех учеников вашего класса. Автоматизируйте процесс занесения фамилий на лист (создайте список необходимых значений).

21. Допустим, что при работе с программой Microsoft Excel приходится часто записывать в ячейки буквы русского алфавита со скобкой, например: а), б), в),… . Автоматизируйте процесс занесения такого текста на лист ( создайте список необходимых значений).

1.2. Ввод и копирование формул.

22. а) В ячейке А10 записана формула: =D12/5. Её скопировали в ячейку А9. Какой вид будет иметь формула в ячейке А9 ?

б) В ячейке Е5 записана формула: =Е6*1,5. Её скопировали в ячейку Е4. Какой вид будет иметь формула в ячейке Е4 ?

23. а) В ячейке В8 записана формула: =D12+3. Её скопировали в ячейку А8. Какой вид будет иметь формула в ячейке А8 ?

б) В ячейке L15 записана формула: Е15-25. Её скопировали в ячейку К15. Какой вид будет иметь формула в ячейке К15 ?

24. а) В ячейке С6 записана формула: =D10*5. Её скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

б) В ячейке Н5 записана формула: =В2+2. Её скопировали в ячейку G4. Какой вид будет иметь формула в ячейке G4?

в) В ячейке D10 записана формула: =D9*9. Её скопировали в ячейку Е9. Какой вид будет иметь формула в ячейке Е9?

г) В ячейке L10 записана формула: =Е15-25. Её скопировали в ячейку К11. Какой вид будет иметь формула в ячейке К11?

25. а) В ячейке В4 записана формула: =А3+D5. Её скопировали в ячейку В5. Какой вид будет иметь формула в ячейке В5?

б) В ячейке Е7 записана формула: =В4-Е10. Её скопировали в ячейку Е6. Какой вид будет иметь формула в ячейкеЕ6?

в) В ячейке F5 записана формула: =С4-D8. Её скопировали в ячейку Е5. Какой вид будет иметь формула в ячейке Е5?

г) В ячейке Н10 записана формула: =В12+Е5. Её скопировали в ячейку Н9. Какой вид будет иметь формула в ячейке Н9?

26. а) В ячейкеН5 записана формула: =$C$5*5. Её скопировали в ячейку Е7. Какой вид будет иметь формула в ячейке Е7?

б) В ячейке В7 записана формула: =7+$A$7. Её скопировали в ячейку С9. Какой вид будет иметь формула в ячейке С9?

27. а) В ячейке В7 записана формула: =А$2*2. Её скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

б) В ячейке Е3 записана формула: =$C10+3. Её скопировали в ячейку G3. Какой вид будет иметь формула в ячейке G3?

28. а) В ячейке В7 записана формула: =А$2-$C10. Её скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7?

б) В ячейке Е3 записана формула: =$C10+F$5. Её скопировали в ячейку G3. Какой вид будет иметь формула в ячейке G3?

29. а) В ячейке А7 записана формула: =В6/$A$2. Её скопировали в ячейку С7. Какой вид будет иметь формула в ячейке С7?

б) В ячейке Е10 записана формула:=$C$5-F12. Её скопировали в ячейку С10. Какой вид будет иметь формула в ячейке С10?

в) В ячейке Н6 записана формула: =F6+$G$6. Её скопировали в ячейку Н4. Какой вид будет иметь формула в ячейке Н4?

г) В ячейке D8 записана формула: =$B$8+F8. Её скопировали в ячейку D10. Какой вид будет иметь формула в ячейке D10?

30. а) В ячейке Н10 записана формула: =$C$5*F5. Её скопировали в ячейку Е7. Какой вид будет иметь формула в ячейке Е7?

б) В ячейке D5 записана формула: =$D$4+C4. Её скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?

в) В ячейке Е10 записана формула: =$C$5-F2. Её скопировали в ячейку F9.Какой вид будет иметь формула в ячейке F9?

г) В ячейке Н6 записана формула: =F6+$G$6. Её скопировали в ячейку D9. Какой вид будет иметь формула в ячейке D9?

31. а) В ячейке Н10 записана формула: =С$5*F5. Её скопировали в ячейку Е7. Какой вид будет иметь формула в ячейке Е7?

б) В ячейке D5 записана формула: =$D4+C4. Её скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?

в) В ячейке Е10 записана формула: =C$5-F2. Её скопировали в ячейку F9. Какой вид будет иметь формула в ячейке F9?

г) В ячейке Н6 записана формула: =F6+$G6. Её скопировали в ячейку D9. Какой вид будет иметь формула в ячейке D9?

32. В ячейке В12 записана формула: =А12+100 (значение в ячейке условно не показано):

 

А

В

С

1

 

 

 

….

 

 

 

12

5

 

 

13

15

 

 

14

 

 

 

Её скопировали в ячейку В13. Какое значение будет выведено в ячейке В13?

33. В ячейке Е2 записана формула: =Е1*10 (значение в ячейке условно не показано):

 

А

Е

F

G

1

 

 

6

5

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Её скопировали в ячейку F12. Какое значение будет выведено в ячейке F12?

34. В ячейке В2 записана формула: =D1-3 (значение в ячейке условно не показано):

 

А

В

С

D

E

1

10

6

5

3

 

2

6

 

12

4

 

3

 

 

 

 

 

Её скопировали в ячейку А3. Какое значение будет выведено в ячейке А3?

35. В ячейке С2 записана формула: =$A$4+5 (значение в ячейке условно не показано):

 

А

В

С

D

E

1

 

9

 

 

 

2

 

13

 

 

 

3

 

1

12

10

 

4

3

-3

5

4

 

5

 

 

 

 

 

Её скопировали в ячейку Е1. Какое значение будет выведено в ячейке Е1?

36. В ячейке В2 записана формула: =$D$1-3 (значение в ячейке условно не записано):

 

А

В

С

D

E

1

10

6

5

3

 

2

6

 

12

4

 

3

 

14

2

5

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Её скопировали в ячейку А3. Какое значение будет выведено в ячейке А3?

37. а) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула: =D5*5. Что было записано в ячейке В3?

б) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула: =В2-10. Что было записано в ячейке В4?

в) При копировании формулы из ячейки D3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула: =В3+100. Что было записано в ячейке D3?

г) При копировании формулы из ячейки С6 в ячейку В5 в последнюю была занесена формула: =С4+3. Что было записано в ячейке С6?

37. а) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку D7 в последнюю была занесена формула: =Е7+8. Что было записано в ячейке В4?

б) При копировании формулы из ячейки А6 в ячейку D3 в последнюю была занесена формула: =Е4 –15. Что было записано в ячейке А6?

в) При копировании формулы из ячейки D2 в ячейку А5 в последнюю была занесена формула: =В6+22. Что было записано в ячейке D2?

г) При копировании формулы из ячейки Е7 в ячейку В4 в последнюю была занесена формула: =С3-11. Что было записано в ячейке Е7?

38. а) При копировании формулы из ячейки А2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы: =В1+6 и =А2+6 соответственно. Что было записано в ячейке А2?

б) При копировании формулы из ячейки С3 в ячейки В3 и С4 в них были занесены формулы: =А2-2 и

=В3-2 соответственно. Что было записано в ячейке С3?

в) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейки С3 и В2 в них были занесены формулы: =В2*2 и

=А1*2 соответственно. Что было записано в ячейке В3?

г) При копировании формулы из ячейки С4 в ячейки В4 и С3 в них были занесены формулы: =С3-1 и

=D2-1 соответственно. Что было записано в ячейке С4?

39. а) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейки В2 и Е4 в них были занесены формулы: =С1-11 и

=F3-11 соответственно. Что было записано в ячейке В4?

б) При копировании формулы из ячейки А4 в ячейки D4 и А6 в них были занесены формулы: =Е3*3 и

=В5*3 соответственно. Что было записано в ячейке А4?

в) При копировании формулы из ячейки D4 в ячейки А4 и D7 в них были занесены формулы: =В3*3 и

=Е6*3 соответственно. Что было записано в ячейке D4?

г) При копировании формулы из ячейки Е6 в ячейки В6 и Е3 в них были занесены формулы: =А5*2 и

=D2*2 соответственно. Что было записано в ячейке Е6?

40. а) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С5 в последнюю была занесена формула: =$D$5*5. Что было записано в ячейке В3?

б) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула: =$B$3-3. Что было записано в ячейке В4?

в) При копировании формулы из ячейки D2 в ячейку В1 в последнюю была занесена формула: =$A$1-1. Что было записано в ячейке D2?

г) При копировании формулы из ячейки Е7 в ячейку В1 в последнюю была занесена формула: =$D$1+1. Что было записано в ячейке E7?

41. а) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула: =D$4-4. Что было записано в ячейке В3?

б) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула:=D$5*2. Что было записано в ячейке В4?

в) При копировании формулы из ячейки D3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула: =В$2-10. Что было записано в ячейке D3?

г) При копировании формулы из ячейки С6 в ячейку В5 в последнюю была занесена формула:=А$5+5. Что было записано в ячейке С6?

д) При копировании формулы из ячейки В3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула: =$Е4*5. Что было записано в ячейке В3?

е) При копировании формулы из ячейки В4 в ячейку С3 в последнюю была занесена формула: =$A5-5. Что было записано в ячейке В4?

ж) При копировании формулы из ячейки D3 в ячейку С4 в последнюю была занесена формула: =$С3-6. Что было записано в ячейке D3?

з) При копировании формулы из ячейки С6 в ячейкуВ5 в последнюю была занесена формула: =$D5*4. Что было записано в ячейке С6?

42. а) При копировании формулы из ячейки В2 в ячейки D4 и С4 в них были занесены формулы: =F$4+4 и =Е$4+4 соответственно. Что было записано в ячейке В2?

б) При копировании формулы из ячейки А4 в ячейки С4 и В2 в них были занесены формулы: =D$7-1 и =D$7-1 соответственно. Что было записано в ячейке А4?

в) При копировании формулы из ячейки D5 в ячейки D2 и F3 в них были занесены формулы: =В$7*2 и =D$7*2 соответственно. Что было записано в ячейке D5?

г) При копировании формулы из ячейки Е6 в ячейки Е3 и С4 в них были занесены формулы: =F$5*10 и =D$5*10 соответственно. Что было записано в ячейке Е6?

д) При копировании формулы из ячейки F6 в ячейки С6 и D3 в них были занесены формулы: =$Е8-15 и =$Е5-15 соответственно. Что было записано в ячейке F6?

е) При копировании формулы из ячейки Е3 в ячейки В3 и С5 в них были занесены формулы: =$F2+120 и =$F4+120 соответственно. Что было записано в ячейке Е3?

ж) При копировании формулы из ячейки D5 в ячейки В7 и D8 в них были занесены формулы: =$С4-25 и =$C5-25 соответственно. Что было записано в ячейке D5?

з) При копировании формулы из ячейки Е2 в ячейки Е6 и F4 в них были занесены формулы: =$В8-2 и =$В6-2 соответственно. Что было записано в ячейке Е2?

РАЗДЕЛ 2.

ЗАДАЧИ НА ОБРАБОТКУ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

2.1. Задачи, решаемые без использования функций.

При решении задач данного раздела функции КОРЕНЬ, СТЕПЕНЬ и другие не использовать.

1.        Оформить лист для расчёта площади квадрата по известной длине его стороны:

 

А

В

С

1

Введите длину стороны (в см) д

 

 

2

Площадь квадрата равна:

 

кв. см

3

 

 

 

2.        Оформить лист для определения длины окружности по известному радиусу.

3.        Оформить лист для расчёта площади круга по известному диаметру.

4.        Оформить лист для определения объёма куба по известному ребру.

5.        Известна сторона квадрата. Оформить лист для определения его диагонали.

6.        Известна площадь квадрата. Оформить лист для расчёта его стороны.

7.        Известна площадь круга. Оформить лист для определения его диаметра.

8.        Подготовить лист для расчёта:

а) значения функции у=2 - 3х+6 при данном значении х;

б) значения функции х=12а2 +7а – 16 при данном значении а.

Решение оформить в виде:

 

А

В

С

1

Введите значение х (а)

 

 

2

Значение функции равно: 

 

 

3

 

 

 

9.        Дано ребро куба. Найти объём куба и площадь его боковой поверхности. Решение оформить в виде:

 

А

В

С

D

1

Введите длину ребра (в см) а 

 

 

 

2

Объём куба равен:

 

куб. см 

 

3

Площадь куба равна:

 

кв. см

 

4

 

 

 

 

10.     Дан радиус окружности. Оформить лист для определения длины этой окружности и площади ограниченного ею круга.

11.     Оформить лист для расчёта среднего арифметического двух заданных целых чисел.

12.     Оформить лист для определения площади треугольника по известным размерам его основания и высоты.

13.     Подготовить лист для определения площади кольца по заданным внешнему и внутреннему радиусам.

14.     Даны катеты прямоугольного треугольника. Оформить лист для определения его гипотенузы.

15.     Оформить лист для расчёта среднего геометрического двух заданных целых чисел.

16.     Оформить лист для нахождения корня линейного уравнения а х+ в = 0 (а=0):

 

А

В

С

1

РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ  

 

2

Введите значение коэффициента а

1

 

3

Введите значение коэффициента b 

 

 

4

Значение корня:

 

 

5

 

 

 

17.     Для того чтобы исключить появление в ячейке В4 сообщения об ошибке, в случае, когда значение коэффициента а ещё не задано, в ячейку В2 условно введите 1.

18.     Оформить лист для расчёта значения функции z= х3 – 2,5ху + 1,78х2 – 12,5у + 1 при любых значениях х и у.

19.     Оформить лист для определения значения функции х = 3,56(а + в)3 – 5,8в 2+ 3,8а – 1,5 при любых значениях а и в.

20.     Оформить лист для расчета площади и периметра прямоугольника по известным сторонам.

21.     Оформить лист для расчёта площади трапеции по известным основанию и высоте.

22.     Даны координаты двух точек на плоскости. Оформить лист для определения углового коэффициента отрезка, соединяющего эти точки. Угловым коэффициентом каждого отрезка называется отношение разности ординат точек к разности их абсцисс.

23.     Информация о распределении суши и воды на земном шаре приведена в таблице:

Поверхность

земного шара  

Северное полушарие  

Южное полушарие  

Земля в целом  

в млн. кв. км 

в %

в млн. кв. км 

в %

в млн. кв. км 

в %

Суша

100,41

 

48,43

 

 

 

Вода

1154,64

 

206,62

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

24.     Используя электронную таблицу, заполнить данными пустые клетки приведённой таблицы.

25.     На листе приведены данные о распределении суши и воды на земном шаре:

 

А

В

С

D

Е

1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУШИ И ВОДЫ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ  

2

Поверхность

земного шара  

Северное полушарие 

Южное полушарие

Земля в целом

 

3

в млн. кв. км.

в млн. кв. км.

в млн. кв. км.

4

Суша

100,41

 

 

5

Вода

 

206,62

 

6

Всего

255,05

 

510,10

7

 

26.     Заполнить пустые клетки таблицы.

27.     На листе приведены данные о количестве мальчиков и девочек в двух классах:

 

А

В

С

D

Е

1

СВЕДЕНИЯ О КЛАССАХ  

2

Количество  

Класс  

Всего в двух классах 

 

3

8-й “A”

8-й “Б”

 

4

- мальчиков

 

14

 

5

- девочек

13

 

26

6

Всего

24

 

 

7

 

28.     Заполнить пустые клетки таблицы.

29.     На листе приведены данные о количестве мальчиков и девочек в трёх классах:

 

А

В

С

D

Е

F

1

СВЕДЕНИЯ О КЛАССАХ  

2

Количество  

Класс  

Всего в трёх

классах  

 

3

8-й ”A”

8-й “Б”

8-й “B”

4

-мальчиков

 

12

10

35

5

-девочек

 

 

 

39

6

Всего

26

 

24

 

7

 

30.     Заполнить пустые клетки таблицы.

31.     Одна штука некоторого товара стоит 20,4 руб. Подготовить таблицу стоимости 2,3, …,20 штук этого товара:

 

А

В

С

J

К

1

Количество 

2

3

 

10

 

2

Стоимость

40,8

61,2

 

204

 

3

 

 

 

 

 

 

32.     Имеется список сотрудников фирмы и их окладов.

 

А

В

С

D

1

Расчёт премии

 

2

Фамилия, И.О.

Оклад

Премия

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

33.     Подготовить лист для расчёта премии каждого сотрудника, если известно, что премия составляет 15% оклада.

34.     Подготовить таблицу соответствия между весом в фунтах и весом в килограммах для значений 1,2. …, 40 фунтов ( 1 фунт = 453 г).

35.     Подготовить таблицу перевода расстояний в дюймах в сантиметры для значений 10,11, …, 60 дюймов ( 1 дюйм = 25,4 мм).

36.     В таблице представлены сведения о массе и объёме тел из различных материалов. Подготовить лист для определения плотности каждого материала ( в кг/куб. дм) с точностью 2 знака после запятой.

 

Материал

 

Масса, кг

 

Объём, куб. дм

Сталь

973,40

124

Чугун

320,85

45

Алюминий

102,70

39,5

Цинк

813,60

113

Медь

284,80

32

Свинец

42,03

3,7

Дуб

8,50

10

Сосна

62,16

111

Бетон

159,12

66,3

Стекло

33,54

12,9

37.     В таблице представлены сведения о площади территории и численности населения ряда стран Европы. Подготовить лист для определения плотности населения каждой страны ( в тыс. чел./тыс. кв. км) с точностью 3 знака после запятой.

Страна

Площадь территории, тыс. кв. км

Численность населения, тыс. чел.

Австрия

83,8

7555

Андорра

0,5

2960

Бельгия

30,5

40

Болгария

110,9

8943

Ватикан

0,0004

1,0

Великобритания

244,1

56488

Греция

132

9900

Ирландия

70,3

3550

Испания

504,9

38600

Италия

301,2

57074

Лихтенштейн

0,2

27

38.     В таблице представлены сведения о площади территории и численности населения стран объединения Бенилюкс. Подготовить лист для определения плотности населения каждой страны и плотности населения в объединении (обе – в тыс. чел./ тыс. кв. км) с точностью 3 знака после запятой.

 

Страна

 

Площадь территории,

тыс. кв. км

 

Численность населения,

тыс. чел.

Бельгия

30,5

9858

Нидерланды

41,2

14560

Люксембург

2,6

367

39.     Автомобиль проехал 4 отрезка пути. Сведения о длине каждого участка и времени прохождения участка приведены в таблице. Подготовить лист для определения средней скорости движения автомобиля на каждом участке и на всём маршруте в целом (обе – в км/ч) с точностью 1 знак после запятой.

 

 

Длина участка, км

 

Время прохождения участка, мин.

1-й участок

315

189

2-й участок

125

83

3-й участок

267

145

4-й участок

206

129

40.     Начав тренировки, лыжник в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал пробег на 10% от пробега предыдущего дня. Подготовить лист для определения:

а) пробега лыжника за второй, третий, …, десятый день тренировок;

б) общего пробега лыжника за первые два, за первые три, …, за первые десять дней тренировок.

Во втором случае значения получить, введя формулу для расчётов только в одну ячейку, которую затем распространить (скопировать) на остальные ячейки требуемого диапазона.

41.     Гражданин открыл счёт в банке, вложив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Подготовить лист для определения:

а) суммы вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;

б) прироста суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.

42.     Гражданин открыл счёт в банке, вложив 2000 руб. Через каждый год размер вклада увеличивается на

13% от имеющейся суммы. Подготовить лист для определения суммы вклада через 1, 2, …, 5 лет, если после каждого года хранения гражданин снимал со счёта 200 руб.

43.     В некотором году (назовём его условно первым) на участке 100 гектаров средняя урожайность ячменя

Составила 20 центнеров с гектара. После этого каждый год площадь участка увеличивалась на 5%, а средняя урожайность – на 2%. Подготовить лист для определения:

а) площади участка в четвёртый, пятый, …, седьмой год;

б) урожайности за второй, третий, …, восьмой год;

в) урожая (в центнерах), собранного на этом участке за второй, третий, …, восьмой год.

44.     В ячейках В2 и В3 будут указываться некоторые числа х и у. Не пользуясь никакими арифметическими операциями, кроме умножения, сложения и вычитания, вычислить

2у2 – 2ху2 – 7х2у – 4у2 +15ху +2х2 –5х +110у +6.

Разрешается использовать не более восьми умножений и восьми сложений и вычитаний.

45.     В ячейке В2 будет указываться некоторое число х. Не пользуясь никакими арифметическими операциями, кроме умножения, сложения и вычитания, вычислить

1-2х + 3х2 – 4х3 и 1+2х+3х2+4х3.

Разрешается использовать не более восьми операций.

2.2. Задачи на использование математических функций.

В задачах 40- операцию возведения в степень не использовать.

46.     Известна сторона квадрата. Подготовить лист для расчёта его площади. Решение оформить в виде:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Задайте сторону квадрата 

 

 

3

Площадь квадрата равна:

 

 

4

 

 

 

47.     Известна площадь квадрата. Оформить лист для расчёта его стороны.

48.     Даны катеты прямоугольного треугольника. Подготовить лист для расчёта его гипотенузы. Решение

оформить в виде:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Задайте 1-й катет 

 

 

3  

Задайте 2-й катет  

 

 

4  

Гипотенуза равна:  

 

 

49.     Даны стороны прямоугольника. Оформить лист для расчёта его диагонали.

50.     Известна длина стороны равностороннего треугольника. Оформить лист для определения его высоты.

51.     Оформить лист для расчёта среднего геометрического двух заданных целых чисел.

52.     Оформить лист для расчёта периметра прямоугольного треугольника по известным катетам.

53.     Известна площадь квадрата. Оформить лист для расчёта его диагонали.

54.     Даны стороны треугольника. Оформить лист для определения его площади.

55.     Известны координаты двух точек на плоскости. Оформить лист для вычисления расстояния между ними.

56.     Даны две стороны треугольника и угол между ними (в градусах). Подготовить лист для определения площади треугольника.

57.     Даны стороны а,b, с треугольника. Подготовить лист для вычисления его углов (в градусах) по теореме косинусов:

А=arccos

58.     Даны стороны а и b и высота с прямоугольного параллелепипеда. Подготовить лист для вычисления угла между диагональю и плоскостью основания:

A =arcctg

59.     Оформить лист для расчёта: err

а) значения функции х= при любом значении а;

б) значения функции у=sin при любом значении х.

60.     Оформить лист для расчёта значений функций

Z= и q=2,8sinx+ y при данных значениях х и у.

61.     Получить на листе 10 первых чисел Евклида. Числа Евклида вычисляются по формуле:

Ек = 2к-1 (2к-1), к= 1, 2, 3,…

62.     Получить на листе 8 первых чисел Ферма. Числа Ферма вычисляются следующим образом:

Fk=2A+1, A=2k+1, k=1, 2, 3,…

63.     Подготовить на листе таблицу значений функции у=sinx, где х меняется от 0 до 6,5 радиан с шагом 0,5.

64.     Получить на листе таблицу значений sin2, sin3, …sin20 (значения углов указаны в радианах).

РАЗДЕЛ 3.

ЗАДАЧИ НА ОБРАБОТКУ НЕЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

3.1. Задачи на обработку текста.

1.        В ячейке В5 получить текст, состоящий из фамилии, имени и отчества сотрудника, разделённых пробелом:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

 Фамилия сотрудника: : 

 

 

3

  Имя сотрудника: : 

 

 

4

  Отчество сотрудника: а  

 

 

5

Фамилия, имя, отчество сотрудника: 

 

 

6

 

 

 

2.        В ячейке В3 получить слово “форма”:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Исходное слово: : 

Информатика 

 

3

Полученное слово: 

 

 

4

 

 

 

3.        В ячейке В3 получить слово “Комбинат”:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Исходное слово: : 

Комбинаторика 

 

3

Полученное слово: :

 

 

4

 

 

 

4.        В ячейке В3 получить слово “байт”:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Исходное слово: : 

Килобайт 

9

3

Полученное слово:  

 

 

4

 

 

 

5.        В ячейке В4 получить слово “Информация”, в ячейке В5 – слово “Оператор”:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Первое исходное слово: 

Информатор 

 

3

Второе исходное слово: 

Операция 

 

4

Первое полученное слово: 

 

 

5

Второе полученное слово: 

 

 

6

 

 

 

6.        В ячейке В5 получить слово “Файл”:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Первое исходное слово: 

Фирма 

 

3

Второе исходное слово: 

Байт 

 

4

Третье исходное слово: 

Паскаль 

 

5

Полученное слово: 

 

 

6

 

 

 

7.        В ячейках В2, В3, В4 будут записаны слова, относящиеся к названию политической организации (каждое из слов начинается с прописной буквы). Получить в ячейке В5 аббревиатуру названия этой организации. Например, из слов “Организация”, “Объединенных” и “Наций” получить аббревиатуру “ООН”:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Введите первое слово названия: 

 

 

3

Введите второе слово названия: 

 

 

4

Введите третье слово названия: 

 

 

5

  Аббревиатура названия: 

 

 

6

 

 

 

8.        В ячейку В2 вводится слово из 8 букв. Поменять местами его половины (соответствующее слово получить в ячейке В3).

9.        В ячейку В2 вводится слово, состоящее из чётного числа букв. Поменять местами его половины (соответствующее слово получить в ячейке В3).

10.     В ячейках В2 иВ3 вводятся слова, состоящие из чётного числа букв. Получить в ячейке В4 слово, состоящее из первой половины первого слова и второй половины второго слова:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Введите первое слово: 

 

 

3

Введите второе слово: 

 

 

4

  Полученное слово: 

 

 

5

 

 

 

11.     В ячейку В2 вводится слово из 7 букв. Поменять местами его части, расположенные справа и слева от четвёртой буквы (соответствующее слово получить в ячейке В3).

12.     В ячейку В2 вводится слово, состоящее из нечётного числа букв. Поменять местами его части, расположенные справа и слева от “центральной” буквы (соответствующее слово получить в ячейке В3).

13.     В ячейку В2 вводится слово из 9 букв. Поменять местами три левые и три правые буквы.

14.     Текст в ячейке В3 получить по формуле, которую затем распространить (скопировать) на ячейки С3:F3:

 

А

В

С

D

Е

F

G

1

 

 

 

 

 

 

 

2

Буква 

б

г

к

л

щ

 

3

Слово 

бит 

гит 

кит 

лит 

щит 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

15.     Текст в ячейке В3 получить по формуле, которую затем распространить (скопировать) на ячейки В4:В10:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Буква 

Слово 

 

3

с

соль

 

4

м

моль

 

5

н

ноль

 

6

г

голь

 

7

р

роль

 

8

т

толь

 

9

П

Поль

 

10

б

боль

 

11

 

 

 

16.     Текст в ячейке В4 получить по формуле, которую затем распространить (скопировать) на ячейки В5:В12:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

Буква 

Слово

 

3

а

а

 

4

б

аб

 

5

в

абв

 

 

 

 

12

и

абвгдеёжзи

 

13

 

 

 

17.     Текст в ячейке В3 получить по формуле, которую затем распространить (скопировать) на ячейки С3:Н3:

 

А

В

С

D

H

I

1

 

 

 

 

 

 

 

2

Буква 

а

b

c

 

 

 

3

Слово 

а

ba

cba

 

gfedcba 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

18.    3.2. Задачи с данными типа “дата”.

19.     Научный сотрудник забыл точную дату конференции, на которой ему необходимо присутствовать, но помнит, что она должна начаться в четверг в период с 1 по 8 октября 2002 года. Помогите ему определить точную дату начала конференции.

20.     В ячейке В2 будет записана некоторая дата. В ячейке В3 получить дату дня, который будет через 100 дней после указанной даты.

 

А

В

С

1

 

 

 

2

  Введите дату 

 

 

3

Дата через 100 дней после указанной:

 

 

4

 

 

 

21.     В ячейке В2 будет записана некоторая дата. В ячейке В3 получить дату дня, который был за 200 дней до указанной даты.

 

А

В

С

1

 

 

 

2

  Введите дату 

 

 

3

Дата за 200 дней до указанной: 

 

 

4

 

 

 

22.     Определите свой возраст в днях и неделях.

22. Для текущей даты вычислить:

а) порядковый номер дня с начала года;

б) сколько дней осталось до конца года.

23.    В ячейке В2 запишите дату вашего рождения, а в ячейке В3 получите дату текущего дня. Определить дату того дня, когда число дней вашей жизни станет в 2 раза больше, чем число прожитых дней до текущего дня. Дату получить в формате вида “12 Апрель, 2017”.

 

3.3. Задачи с данными типа “время”.

24.     В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько минут прошло между этими моментами времени.

25.     В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько часов прошло между этими моментами времени.

26.     В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 19ч. 25мин. 10с. Определите время через 0,1 суток после указанного. Результат представьте в формате “время” (в виде ЧЧ:ММ:СС).

27.     В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 1ч. 33мин.55с. Определите время через 22,5 часа после указанного. Результат представьте в формате “время” (в виде ЧЧ:ММ:СС).

28.     В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 13ч. 3мин. 5с. Определите время через 481 минуту после указанного. Результат представьте в формате “время” (в виде ЧЧ:ММ:СС).

29.     В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 9ч. 15мин. 30сек. Определите время через 5000 секунд после указанного. Результат представьте в формате “время” (в виде ЧЧ:ММ:СС).

РАЗДЕЛ 4.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОДНОЙ ФУНКЦИИ.

4.1. Нахождение суммы значений в диапазоне ячеек.

Для решения задач, представленных в данном разделе, применяется функция СУММ. Она суммирует все числа в одном или нескольких диапазонах ячеек. Её синтаксис: СУММ (аргумент1; аргумент2;…).

В качестве аргументов функции используются числа, их текстовые представления (“10” и т. п. ) и диапазоны ячеек. Количество аргументов может достигать 30.

1.        Найти сумму всех целых чисел от 10 до 50. Решение оформить в виде:

 

А

В

С

1

 

10

 

2

 

11

 

3

 

12

 

 

 

 

41

 

50

 

42

Сумма =

 

 

43

 

 

 

Указание по выполнению: значения в диапазоне ячеек В1:В41 получить, используя автозаполнение ячеек.

2.        В таблице представлена информация о массе Солнца и планет Солнечной системы.

Планета

Масса, 1024 кг

Солнце

2000000

Меркурий 

0,32

Венера

4,86

Земля

6

Марс

0,61

Юпитер

1906,98

Сатурн

570,9

Уран

87,24

Нептун

103,38

Плутон

0,1

3.        Оформить лист для нахождения общей массы всех планет.

4.        Известна стоимость каждого из 12 предметов. Подготовить лист для определения общей стоимости всего набора предметов.

5.        В ведомости указана зарплата, выплаченная каждому из 25 сотрудников фирмы за некоторый месяц. Подготовить лист для расчёта общей суммы выплаченных по ведомости денег.

6.        Известны оценки двух учеников по четырём предметам. Определить сумму оценок каждого ученика.

7.        Известны оценки, полученные абитуриентами на каждом из трёх вступительных экзаменов. Подготовить лист для расчёта суммы баллов, набранных каждым абитуриентом. Условно принять, что количество абитуриентов равно 20.

8.        В соревнованиях по фигурному катанию спортсмены выступают в трёх видах многоборья (обязательная, короткая и произвольная программы). Известны результаты ( в баллах) каждого из 15 участников соревнований:

пп

Фамилия

Программа

Обязательная 

Короткая 

Произвольная 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

9.        Подготовить лист для расчёта суммы баллов, полученных каждым спортсменом.

10.     Известны баллы, полученные в соревнованиях по пятиборью каждым из 20 спортсменов по каждому виду спорта:

пп

Фамилия

Вид спорта

1

2

5

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

11.     Оформить лист для расчёта суммы баллов, полученных каждым спортсменом.

12.     Известна заработная плата сотрудника за каждый месяц года. Определить общую заработную плату сотрудника за каждый квартал, за каждое полугодие и за год. Решение оформить в виде:

 

А

9В  

С

1

 

 

 

2

Месяц

Зарплата

 

3

Январь

 

 

4

Февраль

 

 

 

 

 

14

Декабрь

 

 

15

Всего за I квартал:

 

 

16

Всего за II квартал:

 

 

17

Всего за 1-е полугодие:

 

 

18

Всего за III квартал:

 

 

19

Всего за IV квартал:

 

 

20

Всего за 2-е полугодие:

 

 

21

Итого за год:

 

 

22

 

 

 

13.     Найти сумму чисел, оформленных курсивом и полужирным начертанием:

 

А

В

С

D

Е

F

G

H

I

1

10

22

5

2

11

21

5

-10

 

2

-3

13

7

2

12

15

-5

16

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.     Задание выполнить двумя способами:

15.     а) с указанием в формулах диапазонов ячеек, в которых записаны указанные числа;

16.     б) без указания соответствующих диапазонов.

17.     В обоих случаях операцию сложения не использовать.

18.     Найти сумму чисел, оформленных курсивом и полужирным начертанием:

 

А

В

С

D

E

F

G

H

I

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

6

12

-55

-5

2

0

13

 

3

 

10

22

5

2

11

21

5

 

4

 

-3

13

7

2

12

15

-5

 

5

 

1

6

8

6

4

2

33

 

6

 

-7

-6

8

-6

-10

3

3

 

7

 

15

55

4

11

5

-12

-5

 

8

 

22

5

2

1

-10

3

23

 

9

 

12

-1

9

12

-3

-4

7

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.     Известны данные метеостанции о количестве осадков (в мм ), выпавших за каждый месяц в течение трёх лет:

Месяц

1997год

1998год

1999год

Январь

37,2

34,5

43,5

Февраль

11,4

34,1

66,4

Март

16,5

18,4

12.4

Апрель

19,5

20,3

28,4

Май

11,7

45,5

66,3

Июнь

129,1

71,4

60,2

Июль

57,1

152,6

43.8

Август

43,8

96,6

50.6

Сентябрь

8,7

74,8

145,2

Октябрь

86,0

14,5

74,9

Ноябрь

12,5

21,0

56,6

Декабрь

21,2

22,3

9,4

20.     Определить:

21.     а) общее количество осадков, выпавших за каждый год;

22.     б) количество осадков, выпавших за три года.

23.     Известно количество учеников в каждом классе школы:

Параллель

Буква класса

А

Б

В

Г

1-я

24

25

27

-

2-я

25

23

25

-

3-я

22

26

23

26

4-я

23

26

24

24

5-я

25

23

25

26

6-я

24

25

26

22

7-я

23

24

24

26

8-я

25

23

25

22

9-я

24

26

23

22

10-я

27

26

-

-

11-я

24

22

-

-

24.     Определить:

25.     а) общее число учеников в каждой параллели;

26.     б) общее число учеников для классов каждой буквы;

27.     в) число учеников в школе.

28.     Найти сумму квадратов всех целых чисел от 40 до 50. Решение оформить в виде:

 

А

В

С

1

 

 

 

2

40

 

 

3

41

 

 

4

42

 

 

 

 

 

12

50

 

 

13

Сумма =

 

 

14

 

 

 

29.     Число в ячейке А3 получить по формуле, которую затем распространить (скопировать) на ячейки А4:А12.

30.     Оформить лист для вычисления суммы кубов всех целых чисел от 10 до 20.

31.     Последовательность Фибоначчи образуется так: первый и второй члены последовательности равны 1, каждый следующий равен сумме двух предыдущих (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, …). Оформить лист для вычисления суммы первых двадцати членов последовательности Фибоначчи.

32.     Начав тренировки, лыжник в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал пробег на 10% от пробега предыдущего дня. Оформить лист для определения суммарного пробега лыжника за первые 7 дней тренировок.

33.     Гражданин открыл счёт в банке, вложив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Оформить лист для определения прироста суммы вклада за 12 месяцев. Операцию вычитания не использовать.

34.     Оформить лист для вычисления суммы 22 + 23 + 24 + … + 210.

35.     Оформить лист для вычисления суммы 1 + 1/2+ 1/3+ … +1/10.

36.     Оформить лист для вычисления суммы 2/3+ 3/4+ 4/5+ … + 10/11.

37.    В ячейку В6 вводится 6-значное число. Определить сумму его цифр. Для нахождения цифр в одну из ячеек ввести формулу и распространить (скопировать) ее на пять других ячеек.

4.2. Подсчёт количества чисел в диапазоне ячеек.

Задачи, представленные в данном разделе, решаются с использованием функции СЧЁТ. Её синтаксис СЧЁТ (аргумент1; аргумент2; …), и она подсчитывает количество чисел в списке аргументов. В качестве аргументов можно указывать данные различных типов, но в подсчёте участвуют только числа, а также данные в формате дата и время. Как правило, аргументами являются диапазоны ячеек. Количество аргументов может достигать 30.

38.     На листе представлены сведения о количестве осадков, выпавших за каждый день февраля. Если в какой-то день осадков не было, то в соответствующей ячейке стоит символ “ - “.

 

А

В

С

АВ

АС

1

Количество осадков в феврале, мм

 

2

Дата

1

2

 

28

 

3

 

15

-

 

5

 

4

 

 

 

 

 

 

39.     Определить, в течение какого количества дней осадки были.

40.     На листе электронной таблицы записаны оценки учеников класса за 1-ю четверть.

 

А

В

С

D

E

F

G

1

Оценки учеников 8-го “Б” класса за 1-ю четверть

 

 

 

 

2

№№

Фамилия, имя 

Рус. яз.

Лит-ра

Алг.

Геом.

Физ-ра

3

1

Абрамов К. 

4

4

3

4

 

5

4

2

Бойко Н. 

3

3

н.а.

 

 

5

5

3

Васильева Т. 

5

5

4

5

 

осв.

6

4

Добужинский А. 

3

4

4

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

26

24

Янушкина Г. 

4

4

4

4

 

4

27

 

 

 

 

 

 

 

 

41.     Для каждого предмета и для каждого ученика определить число выставленных оценок.

42.     Завучи нескольких школ готовят сведения о количестве учеников в каждом классе своей школы в следующем виде:

Параллель

Буква класса

 

А

Б

В

Г

1-я 

24

25

27

--

2-я

25

23

25

-

3-я

22

26

23

26

4-я

23

26

24

24

5-я

25

23

25

26

6-я

24

25

26

22

7-я

23

24

24

26

8-я

25

23

25

26

9-я

24

26

23

22

10-я

27

26

-

-

11-я

24

22

-

-

43.     Подготовить лист для определения:

44.     а) количества классов в каждой параллели школы;

45.     б) количества классов с каждой буквой (“A”, “Б” и т.п.) в школе;

46.     в) общего количества классов в школе.

47.     Известно, что количество классов в одной параллели не превышает четырёх.

48.    4.3. Задачи на нахождение суммы произведений значений.

49.     Для решения представленных в данном разделе задач применяется функция СУММПРОИЗВ. Её синтаксис: СУММПРОИЗВ (диапазон1; диапазон2; …). В рассматриваемом случае диапазон1; диапазон2; …- диапазоны ячеек одной строки или одного столбца. Функция находит произведения значений в соответствующих друг другу ячейках каждого диапазона, а затем суммирует эти произведения. Все диапазоны – аргументы функции должны иметь одинаковые размерности.

50.     При решении всех задач данного раздела для нахождения искомого значения следует использовать только одну формулу.

51.     В семье два ребенка учатся в школе. К началу учебного года необходимо приобрести тетради, дневники, ручки и карандаши. Общее количество необходимых принадлежностей представлено в таблице:

Тетрадей

20

Дневников

2

Ручек

4

Карандашей

10

52.     Подготовить лист для расчёта общей стоимости всех принадлежностей (цена каждой принадлежности известна).

53.     Известны плотности (в г/см3 ) нескольких предметов из различных материалов, а также объём каждого предмета (в см3 ).

Номер предмета

Плотность материала, г/см3

Объём предмета, см3

1

4,5

360

2

2,3

123

3

1,4

34

4

8,7

200

5

6,4

125

6

3,1

87

54.     Подготовить лист для определения общей массы всех предметов в кг.

55.     Известны катеты пяти прямоугольных треугольников. Подготовить лист для определения их общей площади.

56.     Подготовить лист для расчёта общей стоимости затрат на обслуживание жилых домов электроэнергией, водой и газом по следующим показателям:

 

Расход

(кВт/ч, л или куб. м)

Стоимость единицы расхода,

руб.

Электроэнергия

 

 

Вода

 

 

Газ

 

 

57.     На листе записаны размеры двадцати квадратов:

 

А

В

С

1

№ п/п

Сторона, см

 

2

1

12

 

3

2

5,5

 

 

 

21

20

10,1

 

22

Общая площадь всех квадратов:

 

23

 

 

 

58.     Получить в ячейке С22 общую площадь всех квадратов. Дополнительные ячейки, а также действия “умножение” и “возведение в степень” не использовать.

59.     На листе записаны радиусы тридцати окружностей:

 

А

В

С

1

№ п/п

Радиус, см

 

2

1

4,5

 

3

2

8,2

 

 

 

31

30

10,1

 

32

Общая площадь всех кругов:

 

33

 

 

 

60.     Получить в ячейке С32 общую площадь соответствующих кругов. Дополнительные ячейки, а также действия “умножение” и “возведение в степень” не использовать.

61.     В ячейке В2 записано число. Получить в ячейке В3 квадрат этого числа, не используя дополнительные ячейки, а также действия “умножение” и “возведение в степень”.

РАЗДЕЛ 5.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АБСОЛЮТНОЙ

И СМЕШАННОЙ АДРЕСАЦИИ ЯЧЕЕК.

1.        В ячейках В1:N1 записаны числа. В ячейках В3:N3 получить числа, найденные путем умножения этих чисел на коэффициент, значение которого будет вводиться в ячейку В2:

 

А

В

С

N

О

1

Исходные числа:

23

6

 

12

 

2

Коэффициент увеличения:

 

 

 

 

 

3

Полученные числа:

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2.        В ячейках А2:А15 записаны числа. В ячейках В2:В15 получить числа, найденные путём увеличения этих чисел на величину, значение которой будет вводиться в ячейку В16:

 

А

В

С

1

Исходные числа

Полученные числа

 

2

13

 

 

3

4

 

 

 9

 

 

 

15

-30

 

 

16

Величина увеличения:

 

 

17

 

 

 

3.        На листе приведены данные о количестве учеников в классе. Определить, какую долю (в %) составляют в классе мальчики и какую – девочки. Значение в ячейке С4 получить копированием формулы, введённой в ячейке С3.

 

А

В

С

D

1

СВЕДЕНИЯ О КЛАССЕ

 

 

2

 

Количество

Доля в %

 

3

Мальчики

12

 

 

4

Девочки

14

 

 

5

Всего

26

 

 

6

 

 

 

 

4.        Составить таблицу умножения на число n (значение n указывается в ячейке С1; 1n 9 ).

 

А

В

С

1

Таблица умножения на число

 

2

Второй множитель

Произведение

 

3

1

 

 

4

2

 

 

5

3

 

 

 

 

 

11

9

 

 

12

 

 

 

5.        Известны диаметры пяти окружностей. Определить длину каждой окружности, записав значение числа π в отдельной ячейке.

6.        Известны радиусы десяти окружностей. Определить площадь круга, ограниченного каждой окружностью, записав значение числа π в отдельной ячейке.

7.        Подготовить таблицу перевода 1, 2, …, 20 долларов США в рубли по текущему курсу. (Значение курса указывается в отдельной ячейке.)

8.        Получить таблицу стоимости 50, 100, 150, …, 1000 г сыра. (Стоимость 1 кг сыра указывается в отдельной ячейке.)

9.        Получить таблицу стоимости 100, 200, 300. …, 2000 г конфет. (Стоимость 1 кг конфет указывается в отдельной ячейке.)

10.     Запишите на листе электронной таблицы даты рождения каждого ученика вашего класса (в формате дата):

 

А

В

С

D

1

№№

Фамилия, имя

Дата рождения

 

2

1

Арутюнов А.

12.04.87.

 

3

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.     Для каждого ученика определить число прожитых дней и записать найденные значения в столбец D. Дату текущего дня указать в отдельной ячейке.

12.     Подготовить лист, с помощью которого можно, задавая показания счётчика электроэнергии, определять ее расход и сумму оплаты:

 

А

В

С

D

E

F

1

 

Тариф

 

коп./кВт-ч

 

 

2

Месяц

Дата

Показание счётчика

Расход, кВт-ч

Сумма, руб.

 

3

Декабрь

27.12.01.

2673

 

-

 

4

Январь

30.01.02

 

 

 

 

5

Февраль

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

13.     Стоимость 1 кВт-ч электроэнергии задается в ячейке D1.

14.     Получить полную таблицу умножения:

 

А

В

С

I

J

K

1

 

1

2

 

8

9

 

2

1

1

2

 

16

18

3

2

2

4

 

24

27

 

 

 

 

 

 

9

8

8

16

64

72

10

9

9

18

72

81

11

 

15.     вводом двух чисел, трёх формул и копированием формул.

16.     Продавцы “ штучного” товара часто используют “шпаргалку”, на которой записана стоимость того или иного количества товаров различных наименований. Оформить лист для подготовки такой “шпаргалки” для пяти наименований товаров:

 

А

В

C

D

E

K

L

M

1

 

 

 

Количество товаров

 

2

Наименование товара

Цена 1 шт.

2

3

9

10

 

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

5

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.     Значения в диапазоне ячеек D3:L7 получить, введя формулу только в одну ячейку, которую затем распространить (скопировать) на другие ячейки.

18.     В ячейках В2:F10 будут записаны числа. Получить таблицу, в которой каждое из этих чисел увеличено на величину, значение которой будет указано в ячейке В11.

19.     В ячейках А1:Е5 будут записаны числа. Получить таблицу, в которой будет указано, какую часть (в %) составляет каждое из этих чисел от числа, значение которого будет указано в ячейке А6.

20.     Получить на листе матрицу

 

A

B

C

D

E

F

1

1

2

4

8

16

 

2

2

1

0.5

0.25

0,125

 

3

4

2

1

0.5

0.25

 

4

8

4

2

1

0,5

 

5

16

8

4

2

1

 

6

 

 

 

 

 

 

21.     вводом одного числа, трёх формул и копированием формул.

22.     Получить на листе матрицу

 

А

B

C

D

E

F

1

12

2

4

8

16

 

2

2

1

2

4

8

 

3

4

0,5

1

2

4

 

4

8

0,25

0,5

1

2

 

5

16

0,125

0,25

0,5

1

 

6

 

 

 

 

 

 

23.     вводом одного числа, трёх формул и копированием формул.

24.     В диапазоне ячеек А1:А20 расположены числа. В диапазоне В1:В20 получить сумму чисел столбца А нарастающим итогом:

 

А

В

С

1

2

2

 

2

10

12

 

3

6

18

 

 

 

 

19

5

215

 

20

10

225

 

21

 

 

 

25.     Значения получить путем копирования (распространения) формулы, введенной только в одну из ячеек.

26.     Операцию сложения не использовать.

27.     В диапазоне ячеек А1:Н1 расположены числа. В диапазоне А2:Н2 получить сумму чисел первой строки нарастающим итогом:

 

А

B

C

G

H

I

1

2

10

3

 

6

5

 

2

2

12

15

 

145

150

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Значения получить путем копирования (распространения) формулы, введенной только в одну из ячеек. Операцию сложения не использовать.

РАЗДЕЛ 6.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСКОЛЬКИХ ФУНКЦИЙ.

6.1. Задачи на проверку свойств результатов расчетов.

1.        В диапазоне ячеек В1:В10 записаны 10 чисел. Определить, превышает ли их сумма число 100 или нет.

2.        В диапазоне ячеек А2:Н2 записаны 8 чисел. Выяснить, положительна их сумма или нет.

3.        На листе записаны размеры каждого из 15 файлов папки (каталога):

 

А

В

С

D

1

Размер 1-го файла: 

 

байт

 

2

Размер 2-го файла:

 

байт

 

..

 

 

 

 

15

Размер 15-го файла:

 

байт

 

16

 

 

 

 

4.        Определить, превышает ли общий размер папки (каталога) 100 килобайт.

5.        В диапазоне ячеек В1:В10 записаны 10 целых чисел. Определить, четна их сумма или нет.

6.        В диапазоне ячеек А2:Н2 записаны 8 целых чисел. Выяснить, оканчивается их сумма цифрой 5 или нет.

7.        Известны данные метеостанции о количестве осадков (в мм), выпавших за каждый месяц в течение трех лет:

 

1997 год

1998 год

1999 год

Январь

37,2

34,5

43,5

Февраль

11,4

34,1

66,4

Март

16,5

18,4

12,4

Апрель

19,5

20,3

28,4

Май

11,7

45,5

66,3

Июнь

129,1

71,4

60,2

Июль

57,1

152,6

43,8

Август

43,8

96,6

50,6

Сентябрь

8,7

74,8

145,2

Октябрь

86,0

14,5

74,9

Ноябрь

12,5

21,0

56,6

Декабрь

21,2

22,3

9,4

8.        Перенести эти данные на лист и определить, в каком году выпало больше всего осадков. Принять, что значения общего количества осадков для каждого года попарно различны.

9.        Известен возраст каждого члена семьи Прохоровых:

 

Возраст, лет

Дедушка

72

Бабушка

66

Папа

40

Мама

38

Петя

15

Маша

10

10.     Подготовить лист для получения ответа на вопрос о том, верно ли, что средний возраст в семье превышает 40 лет.

11.     Известны оценки ученика Пети Файликова по 10 предметам. Подготовить лист для получения ответа на вопрос о том, верно ли, что его средняя оценка не превышает 4,2.

12.     В ячейках А2:N2 будут записаны числа. Оформить лист для получения ответа на вопрос, имеется ли среди них число 100.

13.     В ячейках В2:В20 будут записаны числа. Оформить лист для получения ответа на вопрос, имеются ли среди них числа, равные числу, значение которого будет записано в ячейке С4.

14.     Известны оценки по информатике 28 учеников класса. Подготовить лист для того, чтобы выяснить, есть ли среди них двойки.

15.     Заполнить диапазон ячеек С1:D8 числами и определить, верно ли, что сумма чисел, больших 5, не превышает 100.

16.     Заполнить диапазон ячеек В1:К3 числами и выяснить, верно ли, что сумма чисел, меньших20, превышает число 50.

17.     Даны 15 целых чисел. Подготовить лист для получения ответа на вопрос о том, верно ли, что сумма чисел, которые меньше 50, есть четное число.

18.     Известен возраст (в годах в виде 14,5 года и т.п.) каждого ученика из группы в 15 человек. Подготовить лист для получения ответа на вопрос о том, верно ли, что самому младшему ученику в группе меньше 10 лет.

19.     Известен рост каждого ученика из группы в 15 человек. Подготовить лист для получения ответа на вопрос о том, верно ли, что самый высокий ученик в группе имеет рост более 180 см.

20.     Заполните диапазон ячеек С1:Е8 числами и определите, в каком из двух диапазонов – С1:С8 или Е1:Е8 – максимальное число больше. Принять, что в указанных диапазонах максимальные значения различны.

21.    Заполните диапазон ячеек В1:К3 числами и определите, в каком из двух диапазонов – В1:К1 или В2:К2 – минимальное число меньше. Принять, что в указанных диапазонах минимальные значения различны.

6.2. Задачи на определение максимального (минимального) значения среди чисел, удовлетворяющих некоторому условию.

22.     Дана последовательность чисел 22,5; 44,8; 31,3; 65,3; 14,7; 23,5; 72,0; 33,9; 54,1; 31,8; 23,5; 54,4. Подготовить лист для определения максимального из чисел последовательности, меньших 44,6.

23.     Дана последовательность чисел 122,9; 434,8; 211,3; 515,3; 124,7; 233,5; 332,0; 533,9; 441,1; 123,8; 233,5; 434,4. Подготовить лист для нахождения максимального из чисел последовательности, меньших 324,8.

24.     Даны 15 чисел. Подготовить лист для определения максимального числа среди тех, которые меньше 10,5 (известно, что такие числа есть).

25.     Дана последовательность чисел 2,5; 4,8; 1,3; 5,3; 4,7; 3,5; 2,0; 3,9; 4,1; 3,8; 3,5; 4,4. Подготовить лист для определения максимального из чисел последовательности, не превышающих числа 4.

26.     Дана последовательность чисел 22,9; 34,8; 11,3; 15,3; 24,7; 33,5; 32,0; 33,9; 44,1; 23,8; 33,5; 34,4. Подготовить лист для нахождения максимального из чисел последовательности, не превышающих числа 34.

27.     В диапазоне А1:I1 записаны числа. Подготовить лист для определения максимального числа из тех приведенных чисел, которые не больше 9,41.

 

А

В

С

D

E

F

G

H

I

J

1

9,49

9,46

9,29

9,15

9,24

9,41

9,44

9,32

9,34

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.     В диапазоне А1:А10 записаны числа. Подготовить лист для нахождения минимального числа из тех приведенных чисел, которые больше 2311,535.

 

А

В

1

2311,034

 

2

2311,581

 

3

2311,592

 

4

2311,378

 

5

2311,506

 

6

2311,234

 

7

2311,538

 

8

2311,543

 

9

2311,519

 

10

2311,525

 

11

 

 

29.     В диапазоне А1:А10 записаны числа. Подготовить лист для определения минимального числа из тех приведенных чисел, которые не меньше 4511,535.

 

А

В

1

4511,592

 

2

4511,581

 

3

4511,378

 

4

4511,506

 

5

4511,543

 

6

4511,034

 

7

4511,154

 

8

4511,519

 

9

4511,535

 

1

4511,538

 

11

 

 

30.     Даны 10 чисел. Подготовить лист для определения максимального четного числа (известно, что четные числа есть).

31.     Даны 15 чисел. Подготовить лист для нахождения минимального нечетного числа (известно, что нечетные числа есть).

32.     Даны 25 целых чисел. Подготовить лист для определения максимального четного числа из интервала 100 – 200 (известно, что такие четные числа есть).

33.    Даны 22 целых числа. Подготовить лист для нахождения минимального нечетного числа из интервала 10 – 50 (известно, что такие нечетные числа есть).

6.3. Задачи на определение количества значений, удовлетворяющих некоторому условию.

34.     Даны 20 чисел. Подготовить лист для определения количества чисел, больших значения, которое будет задаваться в отдельной ячейке. Задачу решить двумя способами:

1.        с выводом значений подсчитываемых чисел в каких-либо дополнительных ячейках;

2.        без вывода значений подсчитываемых чисел в каких-либо дополнительных ячейках.

35.     На листе записаны фамилия и рост 50 учеников школы. Определить, сколько из них может быть принято в секцию баскетбола, если в нее принимают ребят, имеющих рост, не меньший значения, которое будет задаваться в отдельной ячейке. Задачу решить двумя способами:

1.        с выводом значений роста в каких-либо дополнительных ячейках;

2.        без вывода значений роста в каких-либо дополнительных ячейках.

36.     Известен возраст 30 человек. Подготовить лист для определения числа людей, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на приём на работу в фирму. По условиям приёма возраст претендентов не должен превышать значения, которое будет задаваться в отдельной ячейке. Задачу решить двумя способами:

1.        с выводом возраста людей, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на приём на работу в фирму, в каких-либо дополнительных ячейках;

2.        без вывода возраста таких людей в каких-либо дополнительных ячейках.

37.     На листе будут представлены сведения о дате рождения (в формате дата ) 25 учеников класса:

 

А

В

С

D

1

№№

Фамилия, имя 

Дата рождения

 

2

1

Азаров Павел

 

 

3

2

Бородянская Анна

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

27

25

Ющенко Мария

 

 

28

 

 

 

 

38.     Подготовить лист для определения количества учеников, которые родились после даты, указываемой в ячейке В28.

39.     Найти количество четных чисел в диапазоне А1:В8:

 

А

В

С

1

13

14

 

2

1

20

 

3

2

2

 

4

21

7

 

5

20

10

 

6

16

21

 

7

8

12

 

8

9

13

 

9

 

 

 

Задачу решить двумя способами:

1.        с выводом четных чисел в каких-либо дополнительных ячейках;

2.        без вывода четных чисел в каких-либо дополнительных ячейках.

1.        Даны 15 целых чисел. Подготовить лист для определения количества чисел, которые оканчиваются цифрой 5.

2.        Найти количество чисел в диапазоне А1:В8, которые больше 10 и не больше 20:

 

А

В

С

1

19

14

 

2

1

20

 

3

22

2

 

4

21

7

 

5

20

10

 

6

16

21

 

7

48

12

 

8

9

13

 

9

 

 

 

Задачу решить двумя способами:

1.        с выводом указанных чисел в каких-либо дополнительных ячейках;

2.        без вывода указанных чисел в каких-либо дополнительных ячейках.

1.        Даны 30 натуральных чисел. Подготовить лист для определения:

а) количества двузначных чисел;

б) количества трехзначных чисел;

в) количества двузначных и трехзначных чисел.

При решении задачи п. в) отдельно количество двузначных и трехзначных чисел не определять.

2.        Двадцать целых чисел записаны подряд в ячейках одного столбца. Найти количество пар “соседних” чисел, оканчивающихся на цифру 5.

3.        Восемнадцать целых чисел записаны подряд в ячейках одной строки. Найти количество пар “соседних” чисел, оканчивающихся нулем.

4.        Двенадцать целых чисел записаны подряд в ячейках одной строки. Найти количество пар “соседних” чисел, являющихся четными числами.

5.        Шестнадцать целых чисел записаны подряд в ячейках одного столбца. Найти количество пар “соседних” чисел, являющихся четными числами.

6.        Известна информация о росте 35 человек. Подготовить лист, с помощью которого можно определить, сколько человек имеют самый большой рост.

7.        На листе записаны фамилии 40 учеников. Определить, сколько учеников имеют фамилию, начинающуюся на букву “К”.

8.        В таблице записаны номера телефонов 25 человек:

№№

Фамилия, И.О.

Телефон

1

Лоскутов Ф.В.

22-13-45

2

Моисеев В.П.

32-01-10

 

 

25

Саттаров Х.Ф.

22-92-16

Определить, у какого количества людей номер телефона начинается на 22.

6.4. Задачи на расчет суммы значений, удовлетворяющих некоторому условию.

46. В листе записаны числа а1, а2, …, а20 :

 

А

В

С

1

i

ai

 

2

1

-20,5

 

3

2

2,12

 

 

 

 

21

20

0

 

22

 

 

 

Найти сумму a2+ a4+ a6+… . Задачу решить двумя способами:

1.        с выводом чисел a2, a4, a6, …в каких-либо дополнительных ячейках;

2.        без вывода чисел a2, a4, a6, …в каких-либо дополнительных ячейках.

47. На листе записана численность каждого класса школы:

 

А

В

С

1

Численность классов школы

 

2

Класс

Число учеников

 

3

1-й “A”

25

 

4

2-й “Б”

29

 

 

 

 

33

11-й “Б”

18

 

34

 

 

 

Оформить лист для определения общего числа учеников в классах численностью более А человек (значение А должно задаваться в отдельной ячейке).

48.     Даны 20 чисел. Найти сумму тех из них, которые больше числа, значение которого указывается в отдельной ячейке. Задачу решить двумя способами:

1.        с выводом соответствующих чисел в каких-либо дополнительных ячейках;

2.        без вывода соответствующих чисел в каких-либо дополнительных ячейках.

48.     Найти сумму чисел в диапазоне A1:G3, которые не меньше 100 и меньше 228.

 

А

В

С

D

E

F

G

H

1

228

711

20

34

20

24

123

 

2

215

512

141

89

6

87

23

 

3

1

2

3

4

99

7

12

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

49.     Задачу решить двумя способами:

50.     1) с выводом указанных чисел в каких-либо дополнительных ячейках;

51.     2) без вывода указанных чисел в каких-либо дополнительных ячейках.

52.    6.5. Задачи на определение среднего арифметического значения чисел, удовлетворяющих некоторому условию.

53.     Подготовить лист для определения среднего арифметического чисел диапазона А1:L1, которые больше 25:

 

A

B

C

D

J

K

L

M

1

25

34

43

12

 

5

58

16

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Подготовить лист для определения среднего арифметического нечетных чисел диапазона А1:L1:

 

A

B

C

D

J

K

L

M

1

25

34

43

12

 

5

58

16

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Известна масса каждого человека из группы в 20 человек. Людей, имеющих массу более 100 кг, будем условно называть полными. Подготовить лист для определения средней массы полных людей и средней массы остальных людей.

Эти и другие задачи можно найти в указанной литературе.

Литература.

1.        Златопольский Д.М. Задачник по Microsoft Excel. //Информатика. № 22, 24, 36, 38 – 2002, № 25-26 – 2003 г.

2.        Златопольский Д.М. 13 задач на одну тему. //Информатика. № 5 – 2002.

3.        Златопольский Д.М. Работа с датами в MS Excel. //Информатика и образование. № 11 – 2002.

4.        Златопольский Д.М. Решение уравнений с помощью электронных таблиц. //Информатика и образование. №2 – 2002.

5.        Златопольский Д.М. Решение задач по теме “Целочисленная арифметика” в Excel. //Информатика и образование. № 8 – 2002.

6.        Гутовская Г.В., Шалагинова Н.И. Использование Еxcel для решения финансово- экономических задач. //Информатика и образование. № 3, 4, 5 – 2003.

7.        Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Решение задач по физике средствами MS Excel. //Информатика и образование. № 4 – 2003.

 

 

 

 

новости

                        

адреса       

©2003 ЯНОИПКРО institut_yamal@mail.ru

Hosted by uCoz