Институт

Структура

Деятельность

Дистанционное образование

Аттестация

Нормативные документы

Конкурсы

Карта Ямала

Контакты

 

 

 

 

 

 

Региональный стандарт содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы
 

  1. Структура стандарта.

    1. Общие положения.

    2. Обязательный минимум содержания образования по информатике в регионе 

    3. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся 

    4. Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.

  2. Общие положения.
    1. Назначение и условия реализации стандарта.

    2. Общая характеристика образовательной области "Информатика".

    3. Цели изучения предмета “Информатика”.

    4. Место образовательной области “Информатика” в базисном учебном плане 

  3. Обязательный минимум содержания образования по информатике.

    1. Первый этап – пропедевтический.

    2. Второй этап – базовый.

    3. Третий этап – профильный.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся.

    1. Первый этап – пропедевтический.

    2. Второй этап – базовый.

  5. Оценка выполнения требований стандарта.

    1. Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.

    2. Технология измерений.

  6. Литература.

  7. Список рекомендуемых учебников и учебно-методических пособий.

1.1. Общие положения

В этом разделе определены назначение настоящего стандарта и область его применения. Сформулированы условия реализации стандарта, в которых определены требования к техническому, программно-методическому и кадровому обеспечению. Приведена общая характеристика образовательной области “Информатика”, педагогические функции, определяемые спецификой ее вклада в решение задачи общего образования школьников. В этом же разделе формулируются основные цели и задачи образовательной области “Информатика”. Исходя из психолого-возрастных особенностей учащихся, в реализации целей и задач образовательной области выделяется несколько этапов: пропедевтический, базовый и профильный (предпрофессиональный). Рассматривается общая структура содержания образования по информатике и выделяются основные содержательные линии в соответствии с “Обязательным минимумом содержания образования по информатике”. В заключение раздела охарактеризованы тенденции и ближайшие перспективы развития содержания образовательной области “Информатика”.

Вверх

1.2. Обязательный минимум содержания образования по информатике в регионе

Представлен обязательный минимум содержания образования по информатике в Воронежской области, включающий в себя минимально необходимый и полностью отражающий общеобразовательный характер курса набор содержательных линий. Особенностью данного описания является детализация содержания по этапам реализации целей и задач образовательной области “Информатика”. При этом степень детализации обеспечивает представление обязательного минимума содержания образовательной области как перечня целостных компонентов обладающих относительной самостоятельностью.

Спецификой профильного этапа образования по информатике является большое разнообразие условий и форм его реализации. В этой связи положения стандарта, касающиеся данного этапа, носят рекомендательный характер. В частности, для профильного этапа реализации целей и задач образовательной области “Информатика” приведен один из возможных вариантов содержания образования, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности подготовки учащихся.

Вверх

1.3. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся

Приводятся требования к минимальному и достаточному для достижения целей общего образования уровню подготовки учащихся по информатике. Требования, предъявляемые к учащимся, отражают всю совокупность базового содержания и заданы в предметно-деятельностной форме. Объем требований детализирован по этапам реализации целей и задач образовательной области “Информатика”.

Вверх

1.4. Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта

В данном разделе описывается подход к оценке условий, способствующих выполнению требований стандарта. Предложены подходы к оценке уровня обученности учащихся.

Вверх


2.1. Назначение и условия реализации стандарта

Настоящий стандарт устанавливает уровень бесплатного обучения граждан Российской Федерации, удовлетворяющий их образовательные потребности и запросы в области информатики и информационных технологий, подготавливающий к жизни в информационном обществе и необходимый для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании.

Положения настоящего стандарта подлежат выполнению всеми средними общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Воронежской области, имеющими государственную аккредитацию и выдающими документы о получении основного общего и среднего (полного) общего образования, независимо от их вида и ведомственного подчинения.

В настоящем стандарте реализуются требования Закона Российской Федерации “Об образовании” (1996 г.) в части установления обязательного минимума содержания основной образовательной программы и требований к формированию информационной культуры выпускников.

Условия реализации стандарта

Создание условий обучения информатике и информационным технологиям должно, во-первых, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся, во-вторых, осуществлять поддержку процесса преподавания курса, в-третьих, обеспечивать использование возможностей современных компьютеров.

Техническое обеспечение

В качестве типового комплекта оборудования для кабинетов информатики рекомендуется следующая конфигурация аппаратных средств.

-   Рабочее место: IBM-совместимый компьютер с характеристиками, не ниже типичных параметров моделей IBM 486.

-   Сервер: компьютер на базе процессора с тактовой частотой не менее 800 МГц, оперативной памятью объемом не менее 128 Мб, видеокартой объемом памяти не менее 16 Мб, жестким диском объемом не менее 30 Гб, приводами для CD-ROM и гибких дисков.

-   Принтер.

-   Модем (не менее 56 Кбод).

-   Активные колонки, микрофон.

Компьютеры рекомендуется объединять в локальную сеть. При необходимости сервер можно дополнить звуковой картой, монитором, манипулятором “мышь” и использовать в качестве рабочего места учителя. В качестве сетевой операционной системы рекомендуются MS Windows 2000 или Windows NT.

Программно-методическое обеспечение

Базовое программное обеспечение составляют операционная система (MS Windows 2000 или Windows NT), офисный пакет MS Office 2000, антивирусные средства, архиваторы, графический редактор, инструментальные средства разработки программ.

Программно-методическое обеспечение курса информатики, наряду с базовым программным обеспечением включает программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, предоставляющие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.

Программное и учебно-методическое обеспечение курса информатики ориентировано на:

-  поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с компьютером);

-  формирование специфических умений и навыков использования средств новых информационных технологий, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся и подготовке их к жизни в условиях информационного общества.

Помимо педагогических методик, ориентированных на использование компьютерных технологий, в систему средств обучения следует включать традиционные методики, специфические функции которых передать компьютеру невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения.

Кадровое обеспечение

Для преподавания предмета “Информатика” могут привлекаться специалисты, удовлетворяющие тарифно-квалификационным характеристикам по должности «учитель» и имеющие соответствующую специальную подготовку.

Вверх

2.2. Общая характеристика образовательной области “Информатика”

Образовательная область “Информатика” изучает структуру и общие свойства информации как фундаментальной компоненты реального мира. В то же время информатика – это развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации, преимущественно с помощью компьютерных систем. Информатика становится фундаментальной отраслью научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующей системно-информационный подход к познанию окружающего мира.

Способствуя формированию у учащихся системы научных знаний, обобщенной информационной картины мира, а также ряда актуальных приемов деятельности, образовательная область “Информатика” выполняет общеобразовательную функцию. Воспитательная функция образовательной области состоит в выработке у учащихся этических представлений, взглядов и убеждений, основанных на гуманистических, нравственных принципах, в формировании способов соответствующего поведения и деятельности в условиях информационного общества.

Данная образовательная область несет огромный развивающий потенциал. Она является одной из основных дисциплин, способствующих формированию содержательно-логического и операционно-алгоритмического типа мышления, активизируя творческие способности учащихся.

Вырабатывая у учащихся совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих широкое использование компьютера в качестве средства обучения, “Информатика” выполняет обслуживающую функцию.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Это делает информатику одним из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. Кроме того, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.

Вверх

2.3. Цели изучения предмета “Информатика”

Основными целями изучения предмета “Информатика” являются:

-   обеспечение прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний об информационных процессах и их роли в формировании современной научной картины мира;

-   формирование представления о роли и значения информационных технологий и компьютерной техники в развитии современного общества;

-   привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Исходя из психолого-возрастных особенностей учащихся, в реализации целей и задач образовательной области выделяется несколько этапов: пропедевтический, базовый и профильный (предпрофессиональный).

Цель пропедевтического этапа – развитие наиболее значимых свойств мышления и внимания младших школьников, подготовка к изучению информатики и использованию новых информационных технологий в учебной деятельности.

Задачи пропедевтического этапа:

-   формирование психологической (личностно-мотивационной, интеллектуальной, операционной) готовности к использованию новых информационных технологий;

-   создание условий для развития наиболее значимых свойств мышления: способности к обобщению, осознанности, гибкости, устойчивости и самостоятельности;

-   формирование первичных коммуникационных навыков;

-   формирование умения строить структуру действий и организовывать для этого данные;

-   создание условий для развития восприятия, памяти, творческого воображения;

-   расширение кругозора учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

-   обучение элементам работы на компьютере, создание условий для  развития у детей чувства уверенности в овладении возможностями компьютера;

-   воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам.

Цели базового этапа – обеспечить выполнение требований “Обязательного минимума содержания образования по информатике”, формирование информационной культуры учащихся.

Задачи базового этапа:

-   формирование психологической (личностно-мотивационной, интеллектуальной, операционной) готовности к использованию новых информационных технологий;

-   развитие логического, операционно-алгоритмического мышления;

-   освоение учащимися понятий информации, информационного процесса и информационной модели;

-   формирование представлений о компьютере как средстве обработки информации, о назначении и общих принципах работы его основных устройств;

-   знакомство с этапами развития компьютерной техники и программного обеспечения, с назначением основных видов системного и прикладного программного обеспечения;

-   формирование элементарных знаний о методах моделирования, навыков и умений формализованного описания задач и построения математических и информационно-логических моделей;

-   усвоение понятия алгоритма, его свойств и способов описания, выработка умений применять основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление, цикл) для построения алгоритмов решения учебных задач;

-   знакомство с одним из языков программирования высокого уровня, усвоение навыков использования его для записи алгоритмов решения задач учебного характера;

-   формирование знаний об использовании средств новых информационных технологий для удовлетворения информационных потребностей, о назначении основных типов прикладных программных средств (текстовых, графических и табличных редакторов, систем управления базами данных), усвоение навыков их использования;

-   воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам.

Цель профильного этапа – обеспечить продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности подготовки учащихся.

Задачи профильного этапа:

-   формирование целостного представления о возможностях и перспективах, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий;

-   овладение практическими навыками использования новых информационных технологий в избранных учащимися сферах профессиональной деятельности;

-   воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам, к интеллектуальной собственности.

Вверх

2.4. Место образовательной области “Информатика” в базисном учебном плане

В настоящее время информатика как  отрасль научного знания превратилась в фундаментальную науку о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. Это влечет за собой повышение значения учебного предмета “Информатика”, обретение им статуса общеобразовательной учебной дисциплины.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Воронежской области предусматривает выделение на изучение предмета “Информатика” по 2 часа в неделю в 10-11-х классах. Однако, полноценная реализация общеобразовательного и развивающего потенциалов данного предмета возможна только при увеличении отводимого на его изучение учебного времени. Кроме того, назрела потребность в переносе базового этапа изучения информатики в среднее звено общеобразовательной школы.

Увеличение количества часов на изучение предмета “Информатика” возможно за счет обязательных занятий по выбору и факультативных занятий. Это соответствует современным тенденциям в изменении учебных планов общеобразовательной школы и рекомендациям целого ряда документов Министерства образования России. Так в Информационно-методическом письме Департамента общего среднего образования Минобразования России говорится: “Изучение информатики желательно включать в учебный план второй ступени образования (7—9-е классы) за счет часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5—6-е классы) может включаться в учебный план за счет школьного компонента и при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и др.)”.

Настоящий стандарт определяет несколько этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе.

Первый этап (I-VI классы) – пропедевтический. На этом этапе происходит развитие познавательных возможностей детей, способностей к решению задач информационной природы. Формируются внимание, логическое, операционное мышление, рефлексия, а также первые элементы информационной культуры, готовность к дальнейшему изучению информатики.

Второй этап (VII-IX классы) – базовый. Обеспечивает обязательный минимум содержания образования, формирование информационной культуры. Он направлен на овладение учащимися понятиями информация, информационные процессы, информационные модели, алгоритмы; методами использования информационных технологий для решения задач. На базовом этапе формируются навыки сознательного и рационального использования информационных и коммуникационных технологий для удовлетворения информационных потребностей в учебной, а затем, и профессиональной деятельности. Одним из результатов изучения учащимися курса информатики является возможность систематического использования методов и средств информационных технологий при изучении других учебных предметов.

Третий этап (X-XI классы) - профильный. Он отражает принцип профильной дифференциации и обеспечивает продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности подготовки учащихся.

За счет часов обязательных занятий по выбору базисного учебного плана организуются спецкурсы по профилям. Объем и содержание этих курсов может варьироваться за счет школьного компонента для классов различного профиля (гуманитарного, естественного, физико-математического, технологического, социально-экономического и др.). Эти курсы в соответствии с типом учебного заведения должны давать учащимся углубленные знания о компьютере, компьютерных программах и формировать навыки использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

В частности, в классах гуманитарного профиля могут изучаться спецкурсы по использованию информационных технологий в делопроизводстве и издательской деятельности, социальные аспекты информатики.

В классах социально-экономического профиля могут изучаться спецкурсы по использованию средств новых информационных технологий в экономике и менеджменте, осваиваться приемы и методы программирования.

В классах естественного и технологического профилей могут вводиться спецкурсы по использованию информационных технологий и компьютерного моделирования в естественных науках и технике, осваиваться приемы и методы программирования. Таким же содержание образования может быть в классах с сельскохозяйственным, военным и прочими профилями прикладной направленности.

В классах физико-математического профиля могут изучаться спецкурсы по алгоритмизации и программированию, методам вычислительной математики, компьютерному моделированию и основам кибернетики.

Тенденции развития образовательной области “Информатика”

Данный стандарт представляет собой основу для развития содержания образования. Развитие образовательной области “Информатика” тесно связано с тенденциями в развитии информатики. Важнейшим направлением в информатике является создание и эксплуатация управляющих систем различной природы. Освобождение человека от рутинной работы, облегчение доступа к любому виду информации, обработка больших массивов информации, широкое развитие систем связи – вот направления, в которых идет развитие современной информатики.

В ближайшей перспективе развитие образовательной области “Информатика” будет связано с формированием информационной культуры, с усилением ее общеобразовательных функций через раскрытие роли информационных процессов в живой природе, технике и обществе, значения информатики и информационных технологий в развитии производительных сил, в изменении стиля и характера коммуникативного поведения людей.

При обучении информатике заметно усиливаются акценты на информационно-логическом моделировании процессов и явлений, объектно-ориентированном программировании.

 

 

 

новости

                        

адреса       

©2003 ЯНОИПКРО institut_yamal@mail.ru

Hosted by uCoz