Институт

Структура

Деятельность

Аттестация

Нормативные документы

Конкурсы

В помощь учителю

ЕГЭ

Эксперимент

Дистанционное образование

Контакты

Полезные ссылки

 

 

 

 

 

 

 


Программа

национально-регионального компонента

государственного стандарта школьного образования

«Литература Ямала» (5-7 классы)

 

(утверждена на заседании Окружного экспертного совета

Департамента образования ЯНАО 31 января 2003 г.)

  
Пояснительная записка

Цели образования в рамках учебной дисциплины «Литература Ямала» соотносятся о общими целями регионального образования в ЯНАО и направлены на развитие литературоведческих знаний и представлений учащихся о литературном процессе в крае, в котором они временно или постоянно проживают; на формирование способностей к социально-культурной интеграции и самоопределению; на воспитание уважения к коренным жителям Ямала и их культуре.

В то же время  в учебном комплексе «Мифология, фольклор, литература Ямала» (авторы Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.) литературный материал не замыкается в региональных границах, но подается во всей полноте связей с мировым культурным процессом. Таким образом, преподавание курса «Литература Ямала» не сводится к адаптации федерального компонента к местным условиям, а является средством решения культурно-воспитательных, духовно-нравственных, социальных и межнациональных проблем Ямала с его относительно слабой укорененностью русскоязычного населения и сложным характером интеграции малочисленных этносов (ненцев, ханты, селькупов) в российскую и мировую культуру.

Обязательный минимум содержания программы «Литература Ямала» (5-7 классы) включает в себя  три компонента:

а) идейно-художественный анализ основных произведений;

б) биографические сведения о писателях;

в) краткие сведения по теории литературы (понятие о мифологии, фольклоре, жанрах, литературных направлениях и т.п.).

Учитель в курсе «Мифология, фольклор, литература Ямала» должен в основном использовать частично-поисковый метод, который предполагает четыре типа вопросов:

  • вопросы, предваряющие анализ и направленные на выявление общего впечатления    о произведении;

  • вопросы, ориентирующие учащихся на углубленное понимание отдельных эпизодов, сцен, образов из произведений;

  • вопросы обобщающего характера, позволяющие подвести школьников к самостоятельному постижения идейно-художественного содержания произведения;

  • тестовые задания.

Педагог должен отобрать для анализа произведения не столько житейски актуальные, сколько художественно значимые. В то же время  нельзя упускать из виду и воспитательную цель, следует обращать внимание на формирование у школьников чувства любви к краю, в котором они живут, к его природе и людям.

    Сложившаяся на перекрестке многих национальных традиций ямальская литература обнаруживает свое «многоречие», подтверждая данное Сибири Н.Д. Телешовым имя российского Вавилона. На  Ямале столкнулись языки, веры, культуры ненецкого, хантыйского, татарского, русского и многих других народов. Цивилизаторские, миссионерские, просветительские тенденции не всегда  мирно уживались с традиционной культурой коренных народов. Конфликтность как парадигма русской культуры в целом не обошла стороной  и литературу Ямала. Произведения ханты Р.Ругина, ненки А.Неркаги, татарина Г.Махмута,  русского коренного ямальца Ю.Афанасьева представляют собой удивительный сплав противоречивых мнений, полярных этических и эстетических воззрений, элементов фольклора и мифологии, самых различных литературных пристрастий.

В содержательном отношении следует подчеркнуть в ямальской литературе истовое стремление писателей и поэтов понять, осмыслить и воплотить в художественных образах драматическую историю края в ХХ в., выделить в ней определенные доминирующие тенденции и направления, определить отношение к главным идейно-политическим, социокультурным и экономическим велениям времени. В сущности, все поэты и писатели Ямала - это генерация советского времени, и всем им пришлось так или иначе ломать себя, когда они убеждались в том, что впитанные с молоком матери и  в пионерских отрядах  великие и прекрасные идеи приводили на практике к страшным и необратимым последствиям.

Весь этот комплекс идей так или иначе следует адаптировать  к уровню понимания и мироощущения школьников разного возраста, разных национальностей и разного уровня подготовки.

Основной сложностью является проблема адаптации серьезного  литературоведческого материала для понимания школьников 11-13 лет. С одной стороны, нельзя повторять штампы советских упрощенных и идеологизированых толкований художественных произведений для детей, а с другой - необходимо было довести до понимания учащихся такие непростые понятия, как миф, архетип, ассоциация, аналогия и т.п.

Другая сложная  проблема - связно и доступно описать и объяснить мифологические и  религиозные представления коренных народов Ямала, которыми насыщена как мифология, так и фольклор и литература.  Говорить и писать о религиозных представлениях в нашей стране вообще трудно - семидесятилетняя прививка против бога продолжает ощущаться чуть ли не на генетическом уровне. С другой стороны,  пантеон ямальских богов и божеств достаточно запутан, его четкое и однозначное толкование еще ждет своего Куна - поэтому выделить основное и самое важное является  непростой задачей.

Не менее сложная задача: проанализировать вместе с  современными школьниками среднего звена произведения несомненно талантливые, но написанные в советскую эпоху и выдержанные в соответственном идеологическом ключе. Дело тут даже не столько в истолковании идеологических догм, сколько в незнании современными школьниками целого ряда исторических и бытовых  реалий 30-60 гг.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться учитель - принцип отбора  произведений, предназначенных для изучения. Специфика Ямала заключается в том, что о нем и его людях создавали произведения писатели, которые в настоящий момент живут в других регионах страны. С другой стороны, на полуострове в настоящее время живут талантливые литераторы не только коренных национальностей, но и русские, украинцы, татары и многие другие. Поэтому учителю не следует ограничиваться строгими административными границами и этническим критерием, а учитывать в первую очередь идейно-художественные качества отобранных произведений, не забывая, конечно, и привязки к Ямалу.

Ямальская литература является неотъемлемой частью общероссийского литературного процесса. Поэтому курс «Мифология, фольклор, литература Ямала» может быть включен в рамки единого предмета «Литература». При этом следует  учитывать логику построения базисного плана и соотносить с ним  темы уроков по региональной литературе. С другой стороны, необходимо помнить, что у ямальской литературы есть свои особенности, и именно они определяют подход к изучению художественного текста. Поэтому в произведениях особое внимание необходимо уделить тем аспектам содержания, которые отражают этнографические и исторические особенности Ямала.

Программа курса «Литература Ямала»  является частью программы «Культура народов Ямала»  (допущена Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ в 1998 г.)

С целью сохранения единого образовательного пространства, преемственности и целостности учебного процесса на территории округа при разработке школьного учебного плана необходимо использовать Базисный учебный план общеобразовательных учреждений ЯНАО (приказ Главного управления образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа № 180 от 16 июня 1998г.).

 

Программа

курса «Мифология, фольклор, литература Ямала»

5 класс. Представление о фольклорных жанрах

Поговорки, пословицы, загадки, заговоры народов Ямала.

Сказки народов Ямала (ненецкие, хантыйские, селькупские, коми-зырянские, татарские, русские).

Проблема национального своеобразия сказки. Картина мира в ямальских сказках. Система ценностей у северных народов, их быт, интересы, отношение к природе.

Классификация сказок. Сказки о животных. Своеобразие отношения к животным в сравнении с русскими сказками. Выбор персонажей северных сказок. Отражение национального быта в сказках о животных.

Бытовые сказки. Народные представления об этических отношениях людей в северных сказках.

Волшебные сказки. Истоки сказки. Понятие о сказочном сюжете. Общие принципы создания условных (фантастических) образов в сказке. Понятие об архетипе и ассоциации.

Сходство северных сказок с мировой сказочной классикой. Понятие о литературной сказке. Итоговый тест.

6 класс. Мифы и верования северных народов

Понятие о мифе. Отличия мифа от сказки и легенды. Разновидности мифов. Мифы о животных. Мифы о сотворении мира и человека.

Боги и духи ненцев. Мифологические представления ненцев о строении мира. Мир природных духов.

Боги  и духи ханты и селькупов. 

Верования народов Ямала. Понятие о шаманизме.

Итоговый тест.

 

7 класс. Мироощущение северных народов.

Создание  письменности и первые писатели Ямала

Своеобразие мироощущения народов Ямала. Отношение к природе, к вещам. Нравственные запреты. Отражение мироощущения северных народов в крупных фольклорных жанрах. Понятие о легенде и притче. Специфические ненецкие героические песни - сюдбабц и ярабц.

Создание письменности народов Севера и первые национальные деятели культуры (Т.Вылко, И.Ф.Ного, И.Г.Истомин).

Литература в системе духовной культуры. Гуманизм, народность, патриотизм северной литературы.

Писатели и поэты Ямала 60-80 гг. (Л.В.Лапцуй, Р.П.Ругин, Ю.Н.Афанасьев, Габдель Махмут).

Идейно-тематическая насыщенность северной литературы. Нравственная, философская, социально-историческая проблематика: человек и его отношение к обществу и природе; преемственность традиций и культуры; этническая и культурная самоидентификация, духовные поиски, проблема смысла существования. Сюжет, композиция, конфликт в произведениях. Типы персонажей : герой - характер - повествователь. «Вечные» образы и «сквозные» темы и мотивы в северной литературе. Изобразительно-выразительные средства в произведениях северных писателей

Итоговый  тест.
Обязательный минимум содержания образования

по региональной литературе

 Список носит  выборочно-обязательный характер, то есть учитель и учащиеся  выбирают из предложенных произведений наиболее предпочтительное на их взгляд, однако при соблюдении национального представительства (то есть должны изучаться хотя бы по одному произведению каждого из коренных народов Ямала). Возможно также дополнение предложенного списка произведениями по выбору учителя

Традиционный фольклор

1. Пословицы, поговорки, загадки, приметы, заговоры коренных народов Ямала.

2. По одной сказке каждого из основных народов, проживающих на Ямале (ненецкая, ханты, селькупская, коми-зырянская, татарская)

(«Храбрый Ятто и его сестра Тэюнэ», «Три сына», «Сильнейший из сильнейших», «Почему собаки только лают», «Берестяная малица Иги», «Хозяйка огня», «Иде», «Деревянный идол», «Племянник по имени Место, где были рожки», «Луна и солнце», «Три дочери», «Горе» и др.)

 

Мифы, легенды, притчи, литературные сказки

1. Ненецкий миф о сотворении Земли;

2. Миф о происхождении самоедов, остяков, зырян, русских и о сотворении собаки;

3. Миф о всемирном потопе (ненецкий);

4. Остяцкая легенда о сотворении мира;

5. Мифы и легенды в обработке северных писателей:

Е. Айпин: «Легенда о Вверх ушедшем человеке» (из романа  «Ханты, или Звезда Утренней Зари»); «Луна-Человек», «Собака старика Месяца».

А. Неркаги: «О чем плачет гагара».

Н.Ф. Дудников: «Сопка пяти пальцев».

Ю.И. Афанасьев: «Летучий Зверь-Налим».

Габдель Махмут: «Начало пути»

Р.П.Ругин: «Залив Священной Собаки»

 

Поэзия

Л.Лапцуй: «Полярная ночь», «Рождение Ямала» (главы из поэмы), «Алеет заря», «Лайка», «Мальчик из стойбища» и др.

Р.Ругин:  «Живун», «Собачий лай», «Бродячие собаки», «Щенок» и др.

 

Проза

П.П. Инфантьев.   Таинственная игра неведомых огней.

Ю.Н. Афанасьев.  Рассказ девочки про собаку.

Р.П. Ругин.  Ланги (повесть).

Габдель Махмут. Татарчонок.

И.Г.Истомин. Встань-трава (Глава из романа «Живун»).


Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение фольклора, мифологии и литературы народов Ямала ставят перед учителем следующие задачи:

  • сформировать у учащихся позитивное отношение к культуре и литературе народов Ямала;

  • ознакомить   учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Ямала, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Ямала с мировой сказочной классикой.

  • объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем». 

  • обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и  культурного развития, этническими и географическими факторами. Объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера.

  • ознакомить учащихся с биографиями основных деятелей культуры народов Ямала, объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.

  • научить школьников определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Ямала.

  • научить учащихся определять тему и идею произведения, умению давать характеристики основным персонажам, сопоставлять  произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.

  • совершенствовать разные виды речевой деятельности, ознакомить учащихся со специфически северными речевыми оборотами и по возможности с самыми употребительными словами языков народов Ямала, вошедшими в общеупотребительный обиход.

  Все вышеизложенные знания, умения и навыки  необходимо преподать на доступном для учащихся среднего звена уровне и в тесной взаимозависимости и координации с курсами российской и мировой истории и литературы.

 Ю.И.Попов, Н.В.Цымбалистенко

 

 

 

новости

                        

адреса       

©2003 ЯНОИПКРО institut_yamal@mail.ru

Hosted by uCoz