Институт

Структура

Деятельность

Дистанционное образование

Аттестация

Нормативные документы

Конкурсы

В помощь учителю

Контакты

 

 

 

 

 

 

 


Программа

национально-регионального компонента

государственного стандарта школьного образования

«Литература Ямала» (11 класс)

(утверждена на заседании Окружного экспертного совета
Департамента образования ЯНАО октябрь 2004г.)

 

Пояснительная записка

Программа является методическим руководством  для преподавания курса «Литература Ямала» в 11 классах общеобразовательных школ округа. Курс рассчитан на 17 часов, которые можно распределить на весь учебный год (два урока в месяц),  либо же прочитать его компактно, в более сжатые сроки.

Предлагаемые в  программе произведения  писателей и публицистов Севера подобраны  таким образом, чтобы наиболее ярко показать жизнь,  обычаи и законы коренных жителей  округа и драматические события ямальской истории ХХ в.  Это не означает, что учитель не имеет права заменить какого-либо автора или  произведение на более подходящие на его взгляд. Однако  имена  И. Истомина, Л. Лапцуя,  Р. Ругина,  А. Неркаги  уже вошли в золотой фонд ямальской литературы,  поэтому говорить об этих авторах  мы считаем обязательным. 

Предложенные произведения доступны для восприятия школьниками  старших классов, они  есть  в школьных библиотеках.

Изложение каждой темы рассчитано в основном на продолжительность одного урока,  лишь на наиболее объемные произведения  следует выделять 2 часа.

При изложении материала учителю следует обратить особое внимание на следующие моменты.

Во Введении следует коротко остановиться  на демографических, географических,  культурных особенностях исторического развития коренных народов Ямала (в первую очередь, ненцев и ханты). В частности, необходимо объяснить происхождение названия «угро-финские народы», охарактеризовать хотя бы очень кратко  уральскую языковую семью,  рассказать о своеобразии  религиозных представлений этих народов, остановиться на фигуре шамана и отношении к нему в различные исторические эпохи. При этом очень важным представляется умение учителя разъяснить учащимся  специфику культуры северных народов, её отличие от русской культуры. С этой целью мы настоятельно рекомендуем учителю самому тщательно проработать книгу В. Евладова  «По тундрам Ямала к Белому острову»,  которая  является своеобразной энциклопедией жизни кочевого народа.

При рассказе о творчестве конкретного писателя  рекомендуется следующее: 1.Поскольку количество учебного времени, выделяемого на курс,  ограничено, следует уделять минимум урочного времени на рассказ о биографии писателя, акцентируя внимание  лишь на  ключевых, поворотных  моментах жизни. При этом крайне  важно толково объяснить учащимся перемены в мировоззрении северных писателей  в связи с социально-политическими изменениями в стране в 80-90-е гг.  

2. Большая часть времени урока должна быть посвящена изучению текста произведения. Учитывая загруженность учащихся, не следует настаивать на чтении всего объемного произведения, но конкретно указать наиболее показательные фрагменты для чтения. При этом особое внимание следует обратить на вопросы теории литературы (например, понятие литературной утопии и антиутопии в романе И.Истомина «Живун»),  характеристики литературных направлений (романтизм, реализм, социалистический реализм, модернизм).

Иначе говоря, требуется большая предварительная работа учителя по подготовке урока по данному курсу. При этом учителю в данном случае понадобятся  не только филологические знания, но и сведения по истории, этнографии и краеведению.

Требования к знаниям учащихся

В результате изучения курса «Литература Ямала» у  учащихся должны быть сформированы следующие знания  и представления:

1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных сведений  о коренных народах Ямала;

2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Ямала;

3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной культуры;

4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;

5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Ямала;

6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные произведения;

7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных писателей;

8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала в связи с изменениями  в  общественной жизни в России в конце ХХ в.;

9) понимание глубинных связей  мировой, русской и северной литератур;

10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.

 

План-проспект  курса

Введение. Сведения о численности, этническом составе, расселении, занятиях,   верованиях коренных народов Ямала. Угро-финская общность языков и народов. Ближайшие «родственники» коренных народов Ямала в Европе. Формирование письменности у коренных народов Севера.                                                                  -1 ч.                                                            

 

Тема 1.  Ямальская тундра глазами русского путешественника

(анализ книги В.П. Евладова «По тундрам Ямала к Белому острову»).

Историческая основа книги. Описания климата, жилища, рациона ненцев.

Отношение к оленю. Отношение ненцев между собой. Богатые и бедные

ненцы. Нравы и обычаи. Отношение к Советской власти.                                          -  2 ч.

Тема 2. Ненцы о самих себе

(по фрагментам книг Е.Г. Сусой  «Из глубины веков» и 

Н. Н. Ядне  «Я родом из детства»). Психологический портрет ненца.

Воспитание детей у ненцев. Ненецкая семья. Этикет ненцев.

Праздники. Отношение к женщине. Календарь ненцев. Описание чума.

Одежда и гигиена ненцев. Отношение ненцев к образованию.

Учеба в интернате: плюсы и минусы.                                                                             - 2 ч. 

Тема 3.     Понятие об антиутопии в северной литературе 

Драматическая судьба автора книги.

«Живун» - книга о попытке построить счастливое общество.

Понятие об утопии и антиутопии. Причины краха

утопического эксперимента.                                                                                                - 2 ч.    

Тема 4. Своеобразие поэзии Л. Лапцуя. Поэма «Ири»

Противоречивость жизненного пути Леонида Лапцуя.

Реальный прототип героя поэмы – И.Г.Истомин. Композиция

поэмы. Трагедия больного ребенка. Мир подростков в поэме.

Исторический оптимизм  поэмы  и реальности жизни. Принципы

социалистического реализма в поэме.     -1ч.                                                                                               

Тема  5.  Романтические тенденции в  поэзии Р. Ругина

Понятие о романтизме в литературе. Характерные черты романтического

стиля. Краткая биография  Р. Ругина. Анализ 1-2 стихотворений Р. Ругина 

и  определение в них черт романтической поэтики.                                                       - 1 ч.            Тема 6.  Тема защиты северной природы в творчестве Р.Ругина

Содержание и идейный смысл повести Р. Ругина «Гул далекой буровой».

Проблематика повести. Группировка персонажей. «Плохие» и «хорошие»

герои повести.                                                                                                                      -  1 ч.

Тема 7. Проблема выживания народа  в книге Е.Айпина 

«Ханты, или Звезда Утренней Зари»  

Краткая биография  Е.Айпина. Композиция книги  «Ханты…».

Образ главного героя. Размышления героя о жизни.

Проблематика книги. Этнографический пласт в произведении.

Отношения с пришельцами. Трагический финал.                                                              - 2 ч.

Тема 8.  Проблема выбора пути (о повести А.Неркаги  «Анико из рода Ного»).

Краткая биография Анны Неркаги. Повесть «Анико из рода Ного» -

первое искреннее и откровенное произведение о проблемах

коренных народов. Проблематика повести. Взаимоотношение 

человека и зверя. Тема волка в повести. Проблема смерти в повести.

Драма главной героини. Проблема выбора пути.                                                           - 1 ч.

Тема 9. Фантастика и миф в творчестве А. Неркаги  (о повести «Молчащий»).

Своеобразие стиля повести. Антиутопическая часть повести.

Фигура Молчащего. Отношения Молчащего с народом

и его вождями. Апокалиптические мотивы в повести.                                                   -  1 ч. 

Тема 10.  Тема трагического прошлого в произведениях ямальских писателей

(книга публицистики Ю.Афанасьева «Однажды наступив на грабли…»,

повесть Н.Дудникова «Концлагерь Комариный»). Проблема

советского прошлого у Ю.Афанасьева и Н.Дудникова.

Судьбы ссыльных на Ямал в книге Ю.Афанасьева.

Трагическая эпопея постройки железной дороги

на Ямале в книге Н. Дудникова.                                                                                        - 2 ч.

Тема 12. Современная поэзия и проза Ямала . (Ю.Кукевич, Л. Ефремова,  Ю.Басков, Л. Нетребо,

В Мартынов и др. –по выбору учителя и учащихся).                                                  -1ч.                              

                                                                                                     Всего                       - 17 ч.


 

Список рекомендуемой литературы

 

Художественные тексты, публицистика, очерки

 

Айпин Еремей. У гаснущего огня: повесть. В тени старого кедра: повесть. Ханты, или Звезда Утренней Зари: роман.

Афанасьев Ю.Н.  Произведения для детей. Однажды наступив на грабли…: книга публицистики.

Дудников Н.Ф.  Концлагерь Комариный.

Евладов В.П.  По тундрам Ямала к  Белому  острову.

Истомин И.Г.   Живун: роман.  Встань-трава: роман.

Лапцуй  Л.В.  Цвети, Мой Ямал: книга стихов.  Мальчик из Стойбища: поэма.  Ири: поэма.

Неркаги А.П.   Илир: повесть. Белый ягель: повесть. Анико из рода Ного: повесть. Молчащий: повесть.   

Ругин  Р.П. Мелодии Полярного круга: стихи. Гул далекой буровой: повесть. 

Сусой Е.Г.  Из глубины веков: книга очерков.  Тюмень, 1994.

Ядне Н.Н.  Я родом из тундры: книга очерков.

 Поэтические сборники Ю.Баскова, Л. Ефремовой, Ю Кукевича и др. (по выбору учащихся).

 

Научные монографии,  учебники, пособия, справочники

 

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 608с.

 

 Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Вып.1.ЕкатеринбургСалехард: Изд-во УрО РАН, 2000. С.208-236.

Комаров С.А.,  Лагунова О.К.  На моей земле: о поэтах и прозаиках Западной Сибири  последней трети ХХ века.- Екатеринбург: Сред-Урал. кн. изд-во. 2003 – 352с.  

 

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука»,    Сибирская издательская фирма, 1992. – 136с.

 

Литература Тюменского края. Книга для учителя и ученика. Под редакцией Н.А. Рогачёвой. - Тюмень:СофтДизайн.1997.- 368с.

 

Няруй В.Н., Сэрпиво В.М.  Ненцы: уроки предков: СПб., Просвещение,2003, -239с.

 

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Библиографический справочник. Часть 1.- Москва: Концерн «Литературная Россия», 1998. –  536с.

 

Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Библиографический справочник. Часть 2.- Москва: Концерн «Литературная Россия», 1999. –  548с.

 

Омельчук А.К.  Рыцари  Севера. –  Свердловск: Сред-Урал.кн. изд-во,1982. – 192с.

 

Попов Ю.И.,  Цымбалистенко Н.В.  Литература Ямала ХХ века. Сборник литературно-критических статей. Учебное пособие для учителей старших классов. –Салехард, ЯНОИПКРО,2001, 2002,2003, – 114с.

 

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала ХХ века: Пособие для учителей литературы старших классов. – СПб., Просвещение, 2002. –  160с.

 

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.  Слово о Ямале: учебное пособие для старших классов. – Спб., Просвещение, 2004. – 182с.

 

Пушкарёва Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок. – М., 2003. – 286с.

 

Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина ХХ века). – Томск, ТГУ, 2001 –228с.

 

Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. – Томск, ТГУ,1999 – 104с.

 

Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры – СПб., Русский двор, 1995 –

336 с.

 

Цымбалистенко Н.В.  Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. – СПб., Просвещение, 2003. – 172 с.

 


 назад

 


 

 

 

 

новости

                        

адреса       

©2003 ЯНОИПКРО institut_yamal@mail.ru

Hosted by uCoz