Институт

Структура

Деятельность

Аттестация

Нормативные документы

Конкурсы

В помощь учителю

ЕГЭ

Эксперимент

Дистанционное образование

Контакты

Полезные ссылки

 

 

 

 

 

 

Лаборовая

Альтернативная, северная, региональная модель школы в посёлке Лаборовая

 ( Ямало -Ненецкий  автономный округ)

 По данным ИНПО МО РФ (2004г.) дети коренных народов Севера отстают в своём развитии от сверстников. Успешно заканчивают 10-11 класс только 50% поступивших в школу. Главная причина отставания детей Севера в том, что их «понятийный аппарат» не подготовлен для восприятия современных  школьных программ и их учёбы в старших классах, СУЗах и ВУЗах. Сложившаяся система образования для детей коренных народов Севера в условиях интернатской среды «вырывает» их из комфортной  этнической среды и в то же время затормаживает процесс адаптации выпускников в современном социуме. Результат: низкая социализация северян в современных социально-экономических условиях, нежелание выпускников школ, учреждений профессионального образования возвращаться в своё семейно-родовое стойбище, заниматься традиционными видами национального промысла, тем более - современным ведением хозяйства, предпринимательской деятельностью в условиях тундры, маленького посёлка. Поэтому в настоящее время некоторые  родители кочующих семей не желают отдавать своих детей на обучение в интернаты, нарушая Закон об образовании.

В 2003-2004 учебном году все поселковые школя Ямала занимались проблемой этнопедагогического образования, так как региональный и федеральный вариативный  базисный учебные планы позволяют сохранять и изучать этническую культуру любой национальности. В то же время школа на фактории

Лаборовая – единственная школа на Ямале, которая имеет возможность весь календарный год проводить для детей этнокультурные и этнопедагогические занятия. В 2003-2004 учебном году работа педагогического коллектива Лаборовской начальной общеобразовательной школы была направлена на разработку и апробацию новой системы организации учебно-воспитательного процесса: формирование системы преемственности семейного и школьного воспитания в условиях тундровой малочисленной сельской школы, апробацию программы подготовки учащихся по углублённому эколого-трудовому обучению в тундровых  экстремальных  условиях.    Таким образом, вырисовывается некая новая модель школы для детей Севера, которая по содержанию практически не будет отличаться от обычной адаптивной школы, но будет заниматься обязательным профориентационным воспитанием во второй половине дня, тем более, что предметное обучение и воспитание детей в  тундровых условиях п.Лаборовая способствует успешному усвоению учащимися базовых знаний, развитию умственных способностей учащихся.

Автор и руководитель эксперимента, Анна Павловна Неркаги, педагог школы, апробирует новую, альтернативную, северную, региональную модель школы образования, развития и трудового образа жизни в условиях кочевья. Результаты эксперимента доказывают, что образование и воспитание детей, принадлежащих к определённому этносу, успешнее происходит на основе диалектического усвоения, осознания учеником единства: семья – часть рода, род – часть этноса, этнос – часть народов Ямала, часть северных народов – составная часть Большой Арктики и мировой цивилизации. Это позволяет выпускнику выбрать наиболее правильный путь: продолжить привычное дело  кочевого хозяйства в тундре,   поступить  в вуз и применить свои знания в качестве преподавателей в Лаборовской школе или остаться в городе, посёлке, обретя понравившуюся профессию. Не возникает, таким образом, никакой дискриминации малочисленного коренного населения. Ребёнок оказывается в ситуации свободного выбора дальнейшего жизненного пути. Школа с таким содержанием  профессионально сориентирует ребёнка,  убережёт его от неудачной апробации жизненного пути, что порой ломает  подростков и приводит к проституции, наркомании, токсикомании и алкоголизму. Таким образом, выигрывает ребёнок, а также общество и государство в целом.

Образовательная среда, которая создаёт условия для продуктивного образования, должна быть максимально приближена к естественной среде жизни  тундрового ребёнка. Закономерно, что природосообразность развития  мышления учащихся в Лаборовой требует природосообразной модели учебно-воспитательного процесса. Поэтому  Неркаги А.П.    мастерски использует наиболее известные в педагогике образовательные парадигмы – авторитарную,  манипулятивную и педагогическую поддержку. Остановимся на двух из них, так как с авторитарной всё более или менее ясно. Используя манипулятивную педагогику, учитель возбуждает  в ученике намерения, которые направляют его усилия к достижению поставленной цели. Иногда цель может не совпадать с желаниями ребёнка, однако у него  создаётся иллюзия самостоятельности, независимости. Так формируется способность принимать самостоятельные решения, жить в условиях свободного выбора своей будущей профессии.

Проблемы равноправности отношений учителя и ученика пытается решать педагогика  поддержки. Учитель оказывает помощь ребёнку, помогая ему осмысливать свои индивидуальные особенности. В рамках этой педагогики цели образования становятся результатом совместных усилии      ученика и учителя. Неркаги Зоя Павловна и Неркаги Анна Павловна  стараются приоткрыть внутренний мир ученика, обнаружить его потребности, способности, интересы, помочь ему понять себя, осмыслить свои возможности и определиться в выборе будущей профессии. Педагогика поддержки может ориентироваться не только на глубинные интересы ребёнка, но и на  повседневные его потребности. Поэтому традиционными стали уроки нравственного развития и истории родного края на природе. Это прогулка к «Друзьям - деревьям, уроки-сборы «Дары природы» (тундры),сбор мха ( для хозяйственных целей), уроки – поездки: «Мраморная гора», «Озеро Щучье», «Нытырма Седа», уроки-обряды: «У озера», «Единственное дерево».  Во время походов учителя не только знакомят ребят с родным краем, но и преподают им фольклор и мифологию. Ребята во время этих походов учатся самостоятельности, приобретают определённые навыки, закаляются физически.     С этой целью в 2003-2004 учебном году было создано этнопедагогическое  стойбище. Этнопедагогическое стойбище находится непосредственно в той среде, в которой  большинству учащихся предстоит  провести всю свою жизнь. На этнопедагогическом стойбище учащиеся  занимаются по трём программам: «Будущие оленеводы или жизнь в дороге предков»,«Женщина – хранительница очага»,  «Выживание в тундре в экстремальных условиях» ( Жизнь в лесу).Все три учебные программы  созданы Неркаги Анной Павловной. Для занятий по первой программе при помощи Департамента образования ЯНАО закуплено небольшое стадо оленей и выделено три ставки пастухов-наставников. Ученики, обучающиеся по программе «Жизнь в дороге предков», обеспечены нартами, упряжью, национальной одеждой, биноклями, чумами и т.д. Необходимость же функционирования последней программы обусловлена тем, что всё большее количество ненцев на Ямале лишается оленьих стад. Чтобы выжить, они должны освоить профессии рыбаков, охотников, изготовителей нарт, пряжи и др. Девочки заняты пошивом, выделкой оленьих лап, шкур, ремонтом нюков зимних и летних, заготовкой дров. Дети под руководством этнопедагогов учатся обслуживать себя, семью, отрабатываются правила поведения  в тундре в экстремальных ситуациях. Обучение ведётся в соответствии с  программами по этнотруду  для мальчиков и девочек  раздельно,с учётом экологического календаря ненцев. Для учащихся закуплены чумы, рыболовные снасти, лодки, снегоход «Буран». В общей сложности  оборудовано 8 чумов, построен собор Святой  Троицы, изба-читальня, начато строительство летней школы и домика-раздумий.

В 2004-2005 годах апробировался и корректировался учебный план, программы по эколого-трудовому обучению, этнокультуре и этнопедагогике. Учебный план  состоит из 4 компонентов: федеральный, окружной, школьный, ученический. Инвариантная и вариативная  части  не являются полностью независимыми,  они пересекаются.   В учебном плане школы выделяются  четыре основных  вида учебных занятий:

- обязательные занятия, составляющие базовое ядро начального и общего образования (инвариантная часть);

- этноуроки ( инвариантная часть);

- занятия по выбору учащихся: факультативные, индивидуальные и групповые.  (вариативная часть);

 - занятия на базе пришкольного учебно-производственного хозяйства: общественно-полезный и производительный труд и трудовая практика (вариативная часть).

   Тем не менее, несмотря на плотность занятий, максимальная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимую, определённую БУП норму 

С целью оптимизации учебного процесса  в  этнопедагогическом  стойбище Лаборовской школы семейно-родового типа сотрудниками  ЯНОИПКРО  и их соавторами созданы следующие  учебные пособия:

1. Аверьянова К.Н. , Мухачёв А.Д., Няруй В.Н., Южаков А.А. Оленеводство Ямала. Факультативный курс для 7-9 классов, изд-во «Просвещение», СПб.,2004

2. Аверьянова К.Н. Рабочие тетради по оленеводству, изд-во «Просвещение»,СПб.,2004.

3. Аверьянова К.Н. Программа по северному оленеводству для учащихся 7- 9 классов, изд-во «Просвещение»,СПб.,2004.

4. Няруй В.Н. Ненцы: уроки предков., изд-во «Просвещение», СПб., 2003.

5. Няруй В.Н. Колыбельная для тундровичка, изд-во  «Просвещение», СПб.,2001.

         6.Крылов В. В., Цымбалистенко Н.В. Фильм «12 апостолов» (этнопедагогические  уроки Неркаги А.П.).

Занятия на познавательных уроках для первоклассников идут  по программе  « Я и мои друзья». Это преддверие к программе «Уроки предков».Этнопедагогический  урок  длится 120 минут. Из них 30 минут уходит на повторение пройденного материала,30 минут на изложение нового материала. Остальные 60 минут полностью идут на игровые моменты, сначала по теме урока (с обязательными  физминутками), а   затем учащиеся могут играть в любую понравившуюся им игру. Этнопедагог служит при этом лишь «общим течением», своеобразной направляющей силой.

Во втором классе проходят занятия по программе «Уроки предков». Первая часть этой программы составлена из трёх циклов уроков. Первый цикл под рабочим названием «Ты и я – мы с тобой одной крови», второй  цикл – «Экологический календарь ненцев», третий- «Греховность в понятии ненцев»

Вторая часть программы «Уроки предков» ( 3 - 4 классы) также состоит из трёх частей.

- Ненецкие игры и игрушки

-Сказки и загадки твоей бабушки

-Судьбы наших отцов и дедов.

В расписание классов среднего звена вводятся уроки православия. Расписание по дням недели следующее:

1.      Понедельник. Раздельный  традиционный труд или труд профилирующий.

2.      Вторник. Уроки православия ( история религии).

3.      Среда. Уроки свободного личностного творчества.

4.      Четверг. Оплачиваемый общественно полезный труд

5.      Пятница. Уроки нравственного развития

Коллектив школы уже не первый год работает в режиме эксперимента. Это позволяет нам окончательно утвердиться в мысли, что детям народностей Севера должна предоставляться альтернативная система образования. Поэтому решение актуального вопроса  по повышению качества образования детей в условиях этнопедагогической школы в п. Лаборовая  требует глубокого изучения и разработки стратегического направления в современной педагогической науке Севера.

 

Зам. директора ЯНОИПКРО

по НИР и НМР                                                                         Н.В.Цымбалистенко

 

02.09.2005

 

 

 

новости

                        

адреса       

©2003 ЯНОИПКРО institut_yamal@mail.ru

Hosted by uCoz