Институт

Структура

Деятельность

Дистанционное образование

Аттестация

Нормативные документы

Конкурсы

Карта Ямала

Контакты

 

 

 

 

 

 

Конкурсы  "Учитель года"  |  Фестиваль педагогических идей


Из истории Всероссийского конкурса

 

В 1989 году "Учительская газета" впервые предложила своим читателям обсудить идею проведения в тогдашнем СССР конкурса "Учитель года" по аналогии с Соединенными Штатами Америки, где такая традиция существует уже 45 лет. Естественно, что в редакцию пришло много писем. Поддерживающих эту идею читателей оказалось больше, чем критикующих, и в 1990 году был создан оргкомитет по проведению первого конкурса "Учитель года СССР", куда вошли видные ученые, журналисты, представители органов управления образованием. Долго дискутировался вопрос о критериях отбора "лучшего из лучших", о его роли в отечественном образовании. Но больше всего ломалось копий по поводу эмблемы и главного приза конкурса. После долгих споров оргкомитет выбрал Пеликана, или Онократала.

 

По преданию, эта птица, водящаяся в долине Нила, спасает своих птенцов тем, что дает им пить свою кровь. На гербах древности пеликана обычно изображали вполоборота перевернутым к зрителю, чтобы было видно, как он клювом разрывает себе грудь и оттуда капает алая кровь. Число птенцов всегда было нечетным, что символизировало безраздельную любовь, сострадание, участие, самопожертвование.
Кстати, эмблема пеликана была изображена на пуговицах преподавателя дореволюционной российской гимназии.

Накануне проведения первого конкурса "Учитель года СССР" в Москву прибыла тридцать восьмой "Национальный учитель года США" Мэри Биковарис. Ее программа пребывания в Советском Союзе была чрезвычайно насыщенна. Мэри посетила не только Москву, но и Ленинград, Новосибирск, встретилась с учителями, дала открытые уроки, ее принимал первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев. Приезд "Национального учителя года США" привлек к конкурсу еще больше участников, ведь лучшего "агитатора", чем обаятельная и талантливая Мэри Биковарис, трудно было найти. На следующий год в Белом Доме Президент Соединенных Штатов вручал "Хрустальное яблоко" уже другому учителю, но тридцать восьмой "Национальный учитель года США" навсегда осталась в скрижалях нашего конкурса.

Первый конкурс в СССР проходил по заочной системе. Еще не заработали региональные оргкомитеты, не все решались участвовать. Тем не менее пришло много заявок, из которых компетентное жюри отобрало 22. Претендентам предстояло приехать в Москву на очные мероприятия конкурса. Пожалуй, одним из ярких событий финала стал урок словесника Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александра Евгеньевича Сутормина. По условиям конкурса можно было выбирать лишь класс, а вот тема становилась известна лишь за два часа до звонка. Он выбрал одиннадцатый, где покорил жюри, раскрыв ребятам "Нравственные проблемы современной советской прозы". Сутормин лидировал и на остальных этапах, что предопределило его победу. Вручая первого "Хрустального пеликана" Александру Евгеньевичу, Михаил Горбачев пожелал конкурсу долгой жизни.

Впрочем, "Учителю года СССР" было отмерено всего два года. Последним его победителем стал Валерий Александрович Гербутов, учитель физики из Минска. Только отгремели в июне аплодисменты в Концертной студии "Останкино", а в августе по Москве уже шли танки. Так что на приеме у президента СССР, вернувшегося из заточения в Форосе, речь шла больше о политике, о будущем союза суверенных государств, а не об образовании. Встреча состоялась в октябре, а в декабре Советский Союз перестал существовать. Между бывшими соседями появились границы, да такие, что Гербутова даже не пускали в Москву на конкурс-93.

С 1992 года ведет свою историю российский конкурс. От СССР он унаследовал лишь "Хрустального пеликана", все необходимо было создавать заново. Учредителями "Учителя года России" стали, помимо "Учительской газеты", Министерство образования РФ и Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки. В условиях тяжелейшего экономического спада, забастовок педагогов многие считали, что проведение конкурса кощунственно. Но он состоялся и подарил нам первого "Учителя года России" - талантливого Артура Викторовича Зарубу, преподавателя музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области. Его песня "Школьным учителям" на стихи Роберта Рождественского, прозвучашая в финале, проходившем в Московском департаменте образования, сразу же стала гимном конкурса. Руководитель столичной школы Любовь Кезина подарила Артуру Викторовичу рояль, стоявший прямо на сцене, чтобы он мог продолжать свои занятия сочинительством в более комфортных условиях.

Победители конкурса всегда талантливы не только в педагогике, но и в других искусствах. Олег Геннадьевич Парамонов, учитель русского языка и литературы 1-й гимназии Брянска, "Учитель года России-93", не стал исключением. Со сцены Концертной студии "Останкино", где состоялся финал, звучали его прекрасные стихи (он автор нескольких сборников, лауреат литературных премий). Это, наверное, повлияло на выбор всех трех жюри, которые судили учителей в тот вечер, - детского, родительского, профессионального. И, наверное, телевизионного. Всероссийская государственная телерадиокомпания, став соучредителем конкурса, подробно рассказала о нем самой широкой общественности.

Зрители долго не отпускали обаятельного Олега Геннадьевича со сцены "Останкино", а буквально на следующий день... начался штурм концертной с тудии. Такую развязку получили октябрьские политические события.

Образование, пожалуй, самая мирная сфера человеческой деятельности. В этом же, неспокойном, 1993 году зародилась хорошая традиция - проведение слетов участников конкурса разных лет. По инициативе члена жюри, директора Сургутской гимназии Валерия Михайловича Салахова впервые собрались финалисты 92-го и 93-го. С тех пор участники конкурса ежегодно съезжаются в Сургут для обмена идеями, проблемами, практическими находками. Среди конкурсантов Сургут называют второй "педагогической столицей" России.

1994 год принес славу Михаилу Александровичу Нянковскому, учителю литературы Провинциального колледжа из Ярославля. На тотализаторе, который проводила конкурсная газета "ПеликанЪ-Daily", большинство ставок сделали именно на него. Последний раз в 94-м на сцене Парламентского центра учителя демонстрировали способность играть в КВН. Но это был первый год, когда Президент России Борис Ельцин принимал победителей в Екатерининском. Своим указом он учредил премии "Учителям года" и согласился стать председателем попечительского совета конкурса. В этот год, кстати, многое произошло впервые. Впервые не проводился заочный отбор для участия во всероссийском финале - в Москве собрались победители всех региональных этапов, состоялась научная конференция "Учитель XXI века".

Пути американского и российского конкурсов опять пересеклись. В Москву приехала "Национальный учитель США-95" Элейн Гриффин. Может быть, это каким-то образом повлияло на то, что впервые победила женщина? После того как главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец объявил, что "Учителем года-95" стала Зинаида Викторовна Климентовская, на нее нацелились многочисленные телекамеры, и тысячи глаз ждали, что же она скажет. Она, учитель начальных классов 4-й школы-лицея Рязани, говорила о России, о том, что педагоги должны сегодня воспитывать в своих учениках любовь к Родине, и ее незамысловатые, искренние слова овладели всем залом.

На этот раз торжественная церемония награждения прошла по-особенному. В Российский академический молодежный театр учителей пришли поздравить известные артисты, ученые, писатели. Вскрывались конверты, претенденты не могли скрыть эмоций, и "Хрустальный пеликан", кажется, стал настоящим педагогическим "Оскаром".

1996 год оказался "звездным" для учителя французского языка Екатерины Алексеевны Филипповой. Она стала не только "Героем дня" в телепрограмме НТВ, но и, можно сказать, героем года, поскольку приглашения выступить, предложения об интервью поступают к ней до сих пор. Ее зовут на встречи, ждут, жаждут общения с ней. И неудивительно, ведь у Екатерины Филипповой есть все: обаяние и красота, ум и профессионализм. Этого педагога объективное жюри конкурса не могло ни отметить. В результате два года подряд "Хрустальный пеликан" "зимует" в Рязани!

В 1997 году победу снова одержал мужчина - Александр Глозман, учитель технологии 293-й московской школы. Теперь и в первопрестольной появилась "хрустальная птица". Особенно эта победу пришлась по душе мэру Москвы Юрию Лужкову, отмечавшему вместе со всей страной в этот год 850-летие столицы. Победителя также поздравила Национальный учитель США-1997 Шерон Дрейпер, которая вместе с координатором американской программы Джоном Квемом была гостем конкурса.

Александр Евгеньевич получил в личное пользование новый вариант "Хрустального пеликана", который изготовил ОАО "Дятьковский хрусталь".

Пальму первенства из рук фортуны в 1998 году вырвал Владимир Леонидович Ильин, учитель математики 30-й гимназии из Санкт-Петербурга. На сцене Государственного академического театра имени В.Маяковского он, еще не зная результатов, вместе с друзьями-участниками приветствовал гостей смешной самодеятельной песней. Так что неформальный творческий клуб "учителей года" пополнился еще одним талантом.

Новая традиция - проводить международные семинары. Впервые в 1998 году финалисты и организаторы конкурса обменялись опытом на солнечной земле - острове Кипр. Обсудив предложения по совершенствованию конкурсной процедуры, участники семинара получили уникальную возможность полюбоваться на живых пеликанов. Они также обнаружили старинную мозаику, иллюстрирующую легенду об Онократале, в Кикском монастыре.

 

В США, откуда пошла традиция выбирать "Учителя года", в мае 1999 года состоялся новый семинар. Его программа была подготовлена при участии наших американских коллег. Живое общение преподавателей двух стран, посещение различных образовательных учреждений, интересная культурная программа надолго запомнится всем участникам семинара.

В финале-99 конкурса "Учитель года России" участвовали 69 человек. Среди них - 13 учителей русского языка и литературы, истории - 14, начальных классов - 7, иностранных языков - 7, физики - 4, математики - 2. Кроме того, в конкурсе будут соревноваться представители дополнительного образования, преподаватели таких предметов, как "Театр", "Русское народное творчество".

Мы заметили такую особенность: с каждым годом конкурс молодеет. Так, по нашей статистике, средний возраст конкурсантов в этом году составил... 34 года.

Самой молодой участницей конкурса стала "Учитель года Москвы-99", преподавательница латинского языка Мария Филиппенко. А вот Любовь Николаевна Власова - учитель трудового обучения и технологии, победитель Магаданского областного конкурса - самый опытный педагог. Она преподает в школе 36 лет.

 

В 1999 году "Учитель года" проводился в 10-й раз! Этот юбилей отмечали не только организаторы, но и многие тысячи учителей, которые за 10 лет участвовали в конкурсе на разных его этапах. Для многих из них "Учитель года" стал своеобразным импульсом, трамплином, ступенькой к новым вершинам творчества и карьеры. Некоторые учителя защитили диссертации, стали директорами школ, гимназий, возглавили органы управления образованием и культуры, работают в законодательной и исполнительной власти, профсоюзах. Впрочем, абсолютное большинство по-прежнему каждый день приходят в класс к любимым ученикам.

10 лет конкурсу, а 5 - конкурсной газете "Пеликантъ-дейли". Уже невозможно себе представить насыщенные конкурсные дни без ежедневного боевого (в прямом смысле слова) листка. К утреннему чаю журналисты "Пеликантъ-дейли" рассказывают не только о том, что случилось накануне, но и распространяют многочисленные слухи, суждения и вымыслы. Все участники относятся к этому со здоровым чувством юмора, потому что без него на конкурсе тяжело.


Конкурсы  "Учитель года"  |  Фестиваль педагогических идей

 

 

 

новости

                        

адреса       

©2003 ЯНОИПКРО institut_yamal@mail.ru

Hosted by uCoz