Институт

Структура

Деятельность

Аттестация

Нормативные документы

Конкурсы

В помощь учителю

Дистанционное образование

Контакты

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТИВНЫЕ       КУРСЫ

                            ( рекомендации для разработчиков элективных курсов)

 

Элективные курсы (ЭК) – обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5-6 ЭК.

Программы элективных курсов носят примерный характер. Поскольку элективные курсы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно сказать, что программы предполагают определённую доработку, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей состава учащихся

Другая особенность программ элективных курсов заключается в том, что они не определяют жёстко обязательный для изучения объём учебного материала, поскольку содержание итогового контроля по курсу разрабатывает сам учитель. При этом учителю нет необходимости ориентироваться  на содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.

Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации – на чём-то задержались, потому что тема вызвала особый интерес или при её беглом изучении возникли трудности.

Элективные курсы имеют ещё одну важную особенность – они дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении нормативных предметов. Эта причина – требование обязательной успеваемости, т.е.  того, чтобы разные дети, с разными возможностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. Учащиеся могут усваивать умения, которые формируются на материале элективных курсов, разными темпами.

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Пояснительная  записка

Пояснительная записка  (название, основное  содержание, для кого предназначен курс). Важно, чтобы пояснительная записка была краткой и в то же время давала достаточно полное представление о курсе: в чём привлекательность курса для учащихся, для учителей, для родителей, школьного сообщества в целом.

Место курса в образовательном процессе. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие  межпредметные  связи реализуются при изучении ЭК, какие общенаучные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения; учёт регионального компонента; улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности школы.

Цели и задачи курса  желательно сформулировать в терминах, понятных потребителю – учителю и учащимся

Цель курса – для  чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет? Желательно продумать цели всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, школы, общества в целом.

В соответствии с целями формулируются задачи изучения  курса –

- что необходимо для  достижения целей?

-над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса?

Основные компоненты содержания курса. Этот раздел программы должен отражать суть содержания теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы учащихся:  основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения, а также указывать, какие разделы и из каких школьных курсов должны быть предварительно освоены.

Следует отметить, каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений и навыков, для каких профессий ( областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки.

Желательно указать, в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для  учащихся, методическое пособие для учителя,  хрестоматия,  электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы  и др.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Текущий контроль.

Если строить элективный курс исходя из интересов учащихся, то вопрос о критериях оценки должен решаться совместно с учащимися, которым вместе с учителем необходимо определить, в чём   могут проявиться их успехи в освоении курса и кто мог бы выступить в роли эксперта.

Основной задачей ЭК является развитие творческого потенциала учащихся,  их интеллектуальной, культурологической, организаторской активности. В связи с этим наиболее перспективной оказывается накопительная оценка достижений типа портфолио, которая выставляется в завершении каждого модуля.

Перечень рекомендуемой литературы

 

Эффективность обучения по программам  элективных курсов будет зависеть от того, какие именно курсы будут выбраны для изучения.

 

 

Составитель: Цымбалистенко Н.В., заместитель директора ЯНОИПКРО по НИР, кандидат филологических наук, доцен

 

 

 

новости

                        

адреса       

©2003 ЯНОИПКРО institut_yamal@mail.ru

Hosted by uCoz